Внесены изменения в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основной общеразвивающей школы»

Общие рекомендации по разработке

Методического обеспечения и формирования УУД

1. Поэтапное формирование УУД должно происходить, во-первых, посредством всех шести этапов: от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной его форме и, во-вторых, от совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции.

2. Для каждого УУД требуется: а) разложить его на соответствующую систему действий и операций; б) выбрать тип ООД; в) наглядно представить подробную схему ООД, которая впоследствии будет предъявлена обучающемуся в готовом виде или разрабатываться в совместной деятельности учителя и ученика; г) выделить критерии (условия) перехода обучающегося от одного этапа формирования действия к другому; д) подобрать итоговые и промежуточные контрольные вопросы (задания) на оценку (самооценку) сформированности составляющих УУД и самого УУД.

3. При реализации этапов усвоения УУД необходимо соблюдать следующие рекомендации (см. табл. 2):

4. Доведение материального (материализованного) действия до умственного этапа (интериоризация) не означает конца его развития. Сформированные умственные действия могут понадобиться для решения других задач, которые потребуют от обучающихся обратного развертывания действия (экстериоризации).

5. При организации контроля за формированием УУД важно помнить:

а) на первых этапах процесса усвоения контроль должен быть пооперационным;

б) в начале материального (материализованного) и внешнеречевого этапов контроль во внешней форме должен быть систематическим – за каждым выполняемым заданием;

в) в конце этих этапов, а также на последующих этапах такой контроль должен быть эпизодическим – по требованию обучающегося.

6. При оценке сформированности УУД и отдельных их составляющих важно учитывать все характеристики (параметры) действия:

а) независимые (первичные): обобщенность, развернутость и освоенность (автоматизированность, быстроту и др.));

б) вторичные: разумность, сознательность, абстрактность, прочность как результат обобщенности и автоматизации (П.Я. Гальперин, 1954 и 1959).

Название этапа формирования УУД

Формирование схемы ООД (ознакомление с действием и условиями его выполнения).

Рекомендации по организации формирования УУД:

1. Если ученик, наблюдая за действиями учителя и его объяснением, «все понял», это не значит, что он научился и цель этапа достигнута. Усвоение происходит только через выполнение действий самим обучающимся.

2. Предъявление признаков, входящих в содержание ООД, на примере реального предмета является неэффективным, т.к. признаки в нем слиты со множеством других свойств.

Название этапа формирования УУД:

Формирование в материальной (материализованной) форме основы действия.

1. Манипулирование с предметом действия в период обучения должно быть через реальные предметы (или их изображения), т.к. увлеченность моделями, схемами и т.п. может мешать формированию у обучающегося способности к абстрагированию.

2. Для обобщения действия необходимо подбирать задачи, отражающие типовые случаи применения данного действия, но в то же время не должно быть много типовых задач, т.к. это будет способствовать слишком ранней автоматизации действия.

3. Переход на следующий этап должен осуществляться постепенно как по качественной, так и по количественной линиям: а) от манипулирования материальными предметами или их изображениями необходимо сначала перейти на модели, схемы или чертежи и только затем к словесной понятийной внешнеречевой форме; б) от ручных операций (практических) к их перцептивной форме (к теоретическим операциям, выполняемым глазом с опорой на материальные или материализованные объекты).

Особенности содержания обновленных ФГОС

Посмотреть онлайн файл: osobennosti-soderzhanija-obnovlennyh-fgos.pdf

Сравнение действующих и обновленных ФГОС

Посмотреть онлайн файл: 4_-sravnenie-dejstvujuschih-i-obnovlennyh-fgos.pdf

Тест по изменениям в обновленных ФГОС

1. Отличительными особенностями обновленных ФГОС являются (выберите все верные ответы):

  • конкретизированные формулировки предметных, метапредметных, личностных результатов обучения
  • представление результатов освоения образовательной программы в категориях системно-деятельностного подхода
  • наличие требований к структуре программ, условиям реализации программ, результатам освоения программ
  • вариативность сроков реализации программ

2. Требования к результатам освоения программ основного общего образования представлены в (выберите один верный ответ):

  • примерных рабочих программах
  • универсальном кодификаторе
  • примерных основных образовательных программах

3. Целевыми группами ФГОС 2021 НОО, ООО являются (выберите все верные ответы):

  • руководители и педагоги организаций общего образования
  • разработчики КИМ для государственной итоговой аттестации
  • руководители и педагоги организаций дополнительного образования
  • авторы учебников для общего образования
  • руководители и педагоги организаций среднего профессионального образования

4. Ведущая компетенция учителя, показывающая его готовность к реализации целей обновленных ФГОС – это (выберите один верный ответ)

  • способность к организации разных видов учебной деятельности
  • владение предметным содержанием на углубленном уровне
  • умение разрабатывать рабочую программу по предмету
  • умение разрабатывать задания по функциональной грамотности

5. Какие результаты обучения сформулированы в категориях системно-деятельностного подхода (выберите все верные ответы)?

  • формирование системы научных физических знаний
  • характеризовать физику как науку о природе
  • перечислять источники математических знаний
  • приобретение опыта использования научного метода
  • формирование основ экологической грамотности

6. Во ФГОС 2021 к универсальным учебным познавательным действиям относятся:

  • базовые логические действия
  • самоорганизация
  • работа с информацией
  • общение
  • базовые исследовательские действия
  • совместная деятельность

7. Во ФГОС 2021 на углубленном уровнях не определены требования к учебному предмету (выберите один верный ответ):

  • математика
  • информатика
  • русский язык
  • физика
  • химия
  • биология

8. Требования ФГОС 2021 детализированы в методическом документе (выберите один верный ответ)

  • примерные рабочие программы
  • учебники из федерального перечня
  • информационные и учебные ресурсы образовательной организации
  • контрольно-измерительные материалы для государственной итоговой аттестации

9. Задача по формированию функциональной грамотности школьников впервые поставлена во (выберите один верный ответ)

10. Во ФГОС 2021 нашли свое отражение вопросы (выберите один верный ответ)

  • финансовой грамотности
  • навыков XXI века
  • функциональной грамотности
  • все ответы верны

Тест по методологическим основам обновленных ФГОС ООО

1. Методологической основой ФГОС 2021 является (выберите верный ответ):

  • личностный подход
  • системный подход
  • компетентностный подход
  • системно-деятельностный подход
  • комплексный подход

2. Ведущим видом деятельности учащихся основной школы является (выберите верный ответ):

  • трудовая деятельность
  • игровая деятельность
  • деятельность общения
  • учебная деятельность

3. Согласно методологии ФГОС 2021 из профессиональной деятельности учителя необходимо исключить (выберите все верные ответы):

  • предъявление учебных заданий для формирование умений
  • ориентацию на среднего ученика
  • трансляцию знаний
  • дифференциацию требований к учащимся
  • организацию групповой и индивидуальной форм работы

4. Методологический подход ФГОС является основной для разработки следующих требований к результатам освоения образовательной программы (выберите все верные ответы):

  • межпредметным
  • личностным
  • метапредметным
  • предметным

5. С позиций методологии ФГОС 2021 ведущим в содержании образования является формирование у учащихся (выберите все верные ответы):

  • навыков учебной деятельности
  • умений, необходимых для жизни в современном обществе
  • системы знаний
  • предпрофессионального опыта

6. К метапредметным результатам обучения, формируемым в рамках методологии ФГОС, относятся (выберите все верные ответы):

  • умения самоконтроля
  • умения осуществлять совместную деятельность
  • знания основ естественных наук
  • базовые логические умения
  • владение межпредметными понятиями

7. С позиций методологии ФГОС 2021 на уроке необходимо предъявлять учебные задания, направленные на (выберите все верные ответы):

  • интеграцию знаний
  • открытие новых знаний
  • воспроизведение знаний
  • применение знаний в различных ситуациях

8. В соответствии с методологией ФГОС 2021 целью педагогической деятельности является (выберите верный ответ):

  • осуществление лекционно-семинарской системы обучения
  • передача готовых знаний
  • организация фронтальной работы на уроке
  • развитие умений по преобразованию и применению знаний

9. Согласно методологическому подходу ФГОС 2021, признаками учебной деятельности школьника являются (выберите все верные ответы):

  • общение
  • активность
  • самостоятельность
  • разносторонность

10. Схема, иллюстрирующая реализацию методологии ФГОС 2021 на уроке показана рисунке (выберите верный ответ):

Тест по современному учебному занятию

1. По типу первый урок изучаемой темы – это урок:

  • Обобщения и систематизации
  • Изучения нового материала
  • Проверки знаний и умений
  • Комбинированный урок

2. Расставьте этапы комбинированного урока в правильной последовательности (написан верный порядок ответов, соотнесите с вариантами ответа у вас):

  • Мотивационно-целевой этап.
  • Актуализация опорных знаний.
  • Изучение нового материала.
  • Самоконтроль и самооценка.

3. Единица учебной деятельности – это:

  • Практический вопрос
  • Новое понятие
  • Учебная задача
  • Теоретический материал

4. Структурными компонентами учебной задачи являются:

  • Критерии оценки
  • Целеполагающая часть
  • Содержательная часть
  • Обобщающая часть

5. Найдите соответствие между формами организации учебной деятельности и их особенностями:

6. Бригадный метод группового познания характеризуется следующими особенностями:

  • Результаты работы докладывает руководитель группы
  • Любой член группы готов доложить результаты общей работы
  • Все группы выполняют одинаковые задания
  • Каждая группа выполняет свое задание
  • Одна группа генерирует идеи, другая – критикует

7. Среди приемов, применяемых на уроке, выберите те, которые отвечают требованиям к современному уроку:

  • Предъявление школьникам учебных заданий различной степени сложности
  • Мотивирование учебной деятельности обучающихся с помощью заданий, связанных с жизнью
  • Фронтальная проверка знаний с выставлением поурочных отметок
  • Индивидуализации обучения за счет организации учебной работы школьников с информационными ресурсами
  • Сообщение содержания нового материала с применением презентации
  • Выполнение лабораторной работы под руководством учителя

8. Методическими приемом создания проблемной ситуации являются следующие:

  • Учитель нацеливает на выполнение учебного проекта
  • Учитель излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос
  • Учитель подводит к противоречию и предлагает его разрешить
  • Учитель организует деятельность по созданию кластеров
  • Учитель предъявляет задачи с недостаточными или избыточными данными, с противоречивыми данными
  • Учитель организует чтение с остановками и маркировкой текста

9. Особенностью проектной деятельности является ее направленность на:

  • получение конкретного результата – продукта
  • решение проблемы
  • обоснование и защиту идеи
  • подтверждение выдвинутой гипотезы
  • проведение эксперимента

10. Методическими приемами технологии развития критического мышления являются следующие:

  • Учитель мотивирует школьников на создание синквейна
  • Учитель организует деятельность по созданию кластеров
  • Учитель нацеливает на выполнение учебного проекта
  • Учитель организует чтение с остановками и маркировкой текста
  • Учитель подводит к противоречию и предлагает его разрешить

Практическая работа № 2

Посмотреть онлайн файл: prakticheskaja-rabota-2-kursov-povyshenija-kvalifikacii-po-fgos-2021.pdf

Модуль 1 с ответами на тесты и практические работы тут

Модуль 2 с ответами на тесты и практические работы тут

Итоговый тест тут

Оцените статью
Добавить комментарий