Вот конспект урока на тему «Твердые и мягкие согласные». Обозначение их на букву». 2 класс

Вот конспект урока на тему «Твердые и мягкие согласные». Обозначение их на букву». 2 класс Реш еду ру

В начальной школе дети знакомятся с буквами и звуками. Это тот возраст, когда ребёнок уже хорошо разговаривает, но не имеет особого представления, из чего состоит речь. Хотя некоторые мамы и папы начинают знакомить своих детей с алфавитом еще в дошкольном возрасте. Довольно не сложно объяснить дошкольнику, что существуют гласные и согласные звуки. А вот куда сложнее дается малышам усвоить, чем же отличаются твердые и мягкие звуки. Но есть несколько интересных и хитрых способов, которые помогут малышу усвоить эту разницу. При том сделать это можно в игровой форме, чтобы ребёнку было не скучно.

Однако, прежде, чем начать обучение, познакомьте ребенка с разными органами носоглотки. Это необходимо, чтобы ваш сын или дочь понимали, что эти органы должны быть задействованы, чтобы произнести тот или иной звук.

Вот конспект урока на тему «Твердые и мягкие согласные». Обозначение их на букву». 2 класс

Звуком называется мельчайшая единица языка, произносимая с помощью органов речевого аппарата. Ученые обнаружили, что при рождении человеческий слух воспринимает все звуки, которые слышит. Все это время его мозг отсортировывает ненужную информацию, и уже к 8-10 месяцам человек способен различать звуки, присущие исключительно родному языку, и все нюансы произношения.

Вот конспект урока на тему «Твердые и мягкие согласные». Обозначение их на букву». 2 класс

Согласные звуки делятся на:

  • мягкие и твердые;
  • звонкие и глухие;
  • парные и непарные.

Вот конспект урока на тему «Твердые и мягкие согласные». Обозначение их на букву». 2 класс

Содержание
  1. Что такое твёрдые согласные?
  2. Почему звук «Й» это согласный?
  3. Парные твёрдые и мягкие согласные
  4. Всегда твёрдые согласные
  5. Другие типы согласных
  6. Й — твёрдая или мягкая?
  7. Гласная или согласная?
  8. Глухие и звонкие звуки
  9. Звуки речи
  10. Итак, «й» это гласная или согласная буква?
  11. Про букву Й
  12. Упражнения для детей
  13. Согласные звуки и буквы
  14. Твердые и мягкие согласные звуки
  15. Отличительные признаки мягких и твердых звуков
  16. Глухие и звонкие согласные звуки
  17. Лайфхак по определению глухости или звонкости согласных звуков для школьников
  18. Происхождение буквы «й»
  19. Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные
  20. Классификация
  21. Шумные согласные звуки
  22. Свистящие согласные звуки
  23. Русский язык. 2 класс
  24. Немного из истории
  25. Правило встречается в следующих упражнениях
  26. Как записать мягкие и твёрдые звуки
  27. Таблица для запоминания согласных звуков
  28. Звуки, которые постоянно сохраняют твердость и мягкость.
  29. Школьная классификация
  30. Твёрдые и мягкие согласные звуки
  31. Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки
  32. Буква и звук Й
  33. Видеоурок по теме
  34. Букву «й» относят к твердой или мягкой?
  35. Детские стихи для лучшего освоения материала
  36. Как объяснить ребенку разницу между звуками.
  37. Мягкие и твёрдые звуки в русском языке.
  38. «Й» — гласная или согласная буква?
  39. Мягкие и твердые согласные звуки
  40. Какой звук?
  41. Заключение

Что такое твёрдые согласные?

В русской речи согласный звук, обозначенный на письме одной и той же буквой, может быть в слове твёрдым, а в другом — мягким:

Чтобы понять, что такое твёрдые согласные, сравнив их с мягкими.

Мягкие согласные образуются с помощью дополнительной артикуляции языка. При их произнесении средняя спинка языка одновременно с основной артикуляцией продвигается к твёрдому нёбу.

Согласные, которые произносятся с подъёмом языка, являются мягкими. Произнесите мягкие звуки и убедитесь в этом:

Согласные, которые произносятся с подъёмом языка являются мягкими. Соответственно те же согласные, но не имеющие этой дополнительной артикуляции языка, являются твёрдыми.

Твёрдые согласные — это звуки, которые произносятся без подъёма языка к нёбу.

При произношении твёрдых согласных воздух выходит более широкой струёй, так как язык не выгибается и не создает дополнительного препятствия, как при артикуляции мягких согласных.

В этой статье поговорим про согласные звуки, их количестве, видах (мягкие, твердые, глухие и звонкие) и других особенностях и интересных фактах.

В русском языке 33 буквы из которых 21 согласная:

Все названные согласные буквы обозначают 36 согласных звука.

  • звонкие и глухие,
  • твёрдые и мягкие,
  • парные и непарные.

Твёрдые согласные — это шумные звуки, в произношении которых отсутствует дополнительная артикуляция языка по сравнению с мягкими согласными.

Узнаем, как отличить твёрдые согласные от аналогичных мягких звуков.

Чтобы выяснить, что такое твёрдые согласные, вначале вспомним, что звуки нашей речи качественно отличаются друг от друга.

В образовании других звуков участвует обязательно шум, который возникает, если выдыхаемая струя воздуха встречает на своём пути препятствие в виде языка, зубов, губ и пр. Так образуются согласные звуки, состоящие из шума и голоса или только из шума, то есть звонкие и глухие согласные.

Согласные звуки различаются не только способом образования, степенью участия шума и голоса, но и признаком твёрдости и мягкости. И звонкие, и глухие согласные делятся на твёрдые и мягкие.

Вот конспект урока на тему «Твердые и мягкие согласные». Обозначение их на букву». 2 класс

Согласные звуки в русском языке бывают твердые и мягкие.

Большинство звуков по твердости-мягкости образуют пары, то есть могут быть и твердыми, и мягкими.

Парные  звуки —

Некоторые согласные звуки могут быть только твердыми или только мягкими. Это так называемые непарные по твёрдости — мягкости звуки.

Непарные твердые звуки —

Непарные мягкие звуки —

Твёрдость или мягкость у парных согласных звуков зависит от гласных, которые стоят в слове после них.

Если это гласные , то согласный звук —.

Если гласные — то согласный звук .

Мягкость у парных согласных может быть обусловлена ещё одной причиной —  мягким знаком после них. Этот случай мы рассмотрим в другом уроке.

Данная онлайн игра, напоминающая скорее интерактивный урок по русскому языку, содержит 4 слайда с вышеописанными правилами и три слайда «Проверь себя», устроенных по типу онлайн — раскраски, предназначенных для закрепления материала.

Для раскрашивания просто нажимайте на буквы один или несколько раз.

Вот конспект урока на тему «Твердые и мягкие согласные». Обозначение их на букву». 2 класс

Всегда мягкие звуки

Вот конспект урока на тему «Твердые и мягкие согласные». Обозначение их на букву». 2 класс

Всегда твердые звуки

Вот конспект урока на тему «Твердые и мягкие согласные». Обозначение их на букву». 2 класс

Твердые парные согласные

Вот конспект урока на тему «Твердые и мягкие согласные». Обозначение их на букву». 2 класс

Мягкие парные согласные

Почему звук «Й» это согласный?

Фонетика русского языка многогранна и сложна. Как и в большинстве языков в русском языке присутствуют согласные и гласные, мягкие и твердые. А понять, где какая буква не всегда удается подсознательно правильно сделать. Например, буква «й» — гласная или согласная? Твердая или мягкая?

Происхождение буквы «й»

В 2018 году буква «й» отмечает свое столетие с момента появление в алфавите русского языка. В 1918 году лингвистическая реформа позволила заменить тогда имеющую «i» на всем привычную в наше время «й».

Академики много спорили о принадлежности буквы к различным звукам. Этому способствовала историческая причина, где употребляемую «i» применяли в таких случаях, где пишется «и» таких, как «мiр» вместо «и», или пишется «й», к примеру «маiор» замена на «й». А споры по этому вопросу продолжались многие годы.

Итак, «й» это гласная или согласная буква?

Несколько столетий лингвистика изучает звуковую структуру языка и речи. Это способствует появлению новых признаков для классифицирования и оценки звуков.

Для понимания принадлежности буквы «й» необходимо её протяжно произнести. Как бы стараясь пропеть эту букву, не подменяя на схожую «и», позволяет удостовериться, что это не получиться. По нормам фонетики это означает, что «й» — согласный.

  • Справочники
  • Справочник по русскому языку для начальной школы
  • Звуки и буквы
  • Согласные звуки и буквы, их обозначающие

В русском языке 21 согласная буква – Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.

Признаки согласных звуков:

  • Согласный звук состоит из шума или из шума и голоса.
  • При произнесении согласного звука воздух встречает преграду (губы, зубы, язык).
  • Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком.

Таблица согласных букв и звуков:

Парные твёрдые и мягкие согласные

Большинство согласных образуют между собой пары по признаку твёрдости/мягкости. Таких пар в современном русском языке 15.

Каждой букве русского алфавита соответствуют парные твёрдые и мягкие согласные звуки:

С помощью парных твёрдых и мягких согласных отличаются разные по значению слова:

  • томный — тёмный;
  • мыло — мило;
  • лук — люк.

В письменной речи после твёрдых согласных пишутся буквы «а», «о», «у», «э», «ы», а после мягких — «е», «ё», «и», «ю», «я» и «ь».

Вот конспект урока на тему «Твердые и мягкие согласные». Обозначение их на букву». 2 класс

Всегда твёрдые согласные

Учтем, что в фонетике русского языка не все согласные образуют пары по признаку твёрдости/мягкости.

Существуют согласные как всегда твёрдые, так и мягкие.

Эти согласные произносятся только твёрдо, хотя после них пишутся буквы «е», «ё», «и»  или мягкий знак. В звуковой записи слова (транскрипции) после этих согласных никогда не ставится апостроф.

Сравним, как звучат непарные твёрдые согласные.

При написании слов с всегда твёрдыми согласными пользуемся правилами орфографии, а не их звучанием.

Твердые согласные, обозначенные буквами «ж» и «ш», пишутся только с буквой «и».

Вот конспект урока на тему «Твердые и мягкие согласные». Обозначение их на букву». 2 класс

В написании букв «и» и «ы»  после «ц» обратимся к правилу.

После этих непарных согласных не пишутся буквы «ю», «я», а только в некоторых иностранных словах (парашют, жюри, брошюра, Цюрих).

Мягкий знак после твёрдых шипящих служит не для выражения их мягкости, а для обозначения форм слов:

  • существительных женского рода (ложь,  ветошь);
  • форм 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (ты рисуешь, отдашь, справишься);
  • форм повелительного наклонения глаголов (вырежь, утешьте).

Другие типы согласных

Есть еще несколько названий, которые надо помнить, чтобы легко понимать правила.

Чтобы проверить непроизносимый звук, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором после сомнительного согласного будет гласный или не будет сочетания нескольких согласных. Например, “здравствуйте” мы проверяем словом “здоровье”, “солнце” – “солнечный”, “солнышко”.

Это когда рядом два одинаковых согласных. Самый известный пример – правило на удвоенное НН.

Слова, у которых есть удвоенные согласные в корне, как правило, заимствованные: аммоний, тонна, килограмм.

Й — твёрдая или мягкая?

Как любая согласная Й должен быть либо твёрдым, либо мягким.

Для того, чтобы знать точно, к какому же типу относится Й. В русском языке 15 парных звуков.

Но есть и не парные. К таким, например, относят Ч и Щ.

Й относят тоже к непарным звукам, он мягкий непарный. Его нельзя произнести твёрдо, как, например: П — Пь, К — Кь.

Итак, мы определили, что Й — согласный мягкий непарный звук.

  • Бондарко Л. В. // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2.
  • Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. // Словарь-справочник лингвистических терминов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1976. (Дата обращения: 26 марта 2017)
  • Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. — второе изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969. — С. 468—469. — 608 с. Архивная копия от 19 мая 2017 на Wayback Machine (Дата обращения: 26 марта 2017)
  • Русская грамматика / Н. Ю. Шведова (главный редактор). — М.: Наука, 1980. — Т. I. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. — С. 22. — 789 с. —  (Дата обращения: 26 марта 2017)

Гласная или согласная?

Вот конспект урока на тему «Твердые и мягкие согласные». Обозначение их на букву». 2 класс

Вот конспект урока на тему «Твердые и мягкие согласные». Обозначение их на букву». 2 класс

Глухие и звонкие звуки

Кроме того, что согласные звуки могут быть твердые и мягкие, они также делятся на звонкие и глухие. Скажите ребёнку, что звонкие состоят из голоса и шума, а глухие— только из шума.

Конечно, просто так выписывать и изучать звуки довольно скучно. Дети постарше смогут усидеть, изучая эти правила. А для совсем юных любознаек можно показать следующие предложения:

  • «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ». В этом предложении все согласные— звонкие.
  • «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фу!» А здесь напротив, каждый согласный звук — глухой.

Эти предложения совсем не трудно выучить на память. Они помогут малышу классифицировать согласные на звонкие и глухие.

Звуки речи

Все звуки речи делятся на гласные или согласные. Среди согласных звуков выделяют две группы:

  • звонкие (состоят из голоса и шума) и глухие (только из шума);
  • твёрдые и мягкие (язык более приподнимается к нёбу, тем самым уменьшая проход, по которому движется воздух).

Итак, «й» это гласная или согласная буква?

Согласный сонорный звук Й в русском языке присутствует не только в виде буквы Й, но и входит в состав четырех гласных звуков: Е, Ё, Ю, Я. На письме, конечно, он в этом случае не обозначается, но при произнесении слышится четко. Каждая из этих букв представляет собой сочетание: гласный звук и Й.

Если разложить эти буквы на составляющие, то получим: Е=Й+Э, Ё=Й+О, Ю=Й+У, Я=Й+А.

Эти буквы читаются как «гласный + Й» только в строго определенных случаях: после гласного, Ъ или Ь. В остальных случаях они лишь смягчают предыдущий согласный.

Таким образом, можно сказать вполне определенно, что сегодняшняя наука не склонна расценивать звук Й как гласный, хотя родился он именно из такого звука.

Если учесть, что в греческом языке существовало такое понятие, как долгий и краткий звуки, то рождение в церковнославянской письменности Й как краткого варианта И вполне закономерно, ведь церковнославянский язык создавался на основе греческого.

В современном языке мы причисляем Й к согласным звукам, однако относим в разряд сонорных как максимально приближенных к гласным. Именно так знания о звуке Й преподаются детям и в школе. Конечно, маленькому ребенку очень сложно объяснить, что значит сонорный звук. Можно просто обозначить его как согласный, однако для себя родители должны помнить об истории его происхождения, чтобы в любой момент быть готовым ответить на непредвиденные вопросы.

Про букву Й

С буквой Й в школе знакомятся уже после того, как узнали всё, ну или почти всё, про букву И.

В алфавите они стоят рядышком. Поэтому некоторым кажется, что они «с одного поля ягода».

Но это не совсем так.

Познакомимся с Й поближе и узнаем, чем же она такая особенная.

Упражнения для детей

Материал этот довольно обширный, но как только вы закончите разбирать правила, приступайте к выполнению упражнений. Лучше всего не разбирать весь материал за один раз. На первом занятии пусть малыш изучит правило о мягких и твёрдых согласных, а на втором занятии сделать упор на звонкие и глухие согласные. Если вы решили разбирать материал с дошкольниками, то пусть все буквы будут разных цветов. Например, нарисуйте несколько цветных табличек, где твёрдые согласные написаны синим цветом, мягкие согласные— зеленым, а гласные звуки можно отметить красным цветом. Такие цвета используют в школе, так что вашему малышу потом будет проще усваивать материал, когда он пойдет в первый класс. Так вы будете уверены, что малыш не запутается.

Проще всего обучить ребенка— это использовать специальные карточки, на которых написаны слова и звуки. Такие карточки можно купить или нарисовать самому (распечатать и разрезать). Эти карточки помогут не только разобрать и изучить звуки, но и составить новые слова. А это будет благоприятно влиять на расширение словарного запаса малыша. Это также является первым этапом для обучения чтению. Помните, что каждое новое правило должно сопровождаться простыми примерами, легкими и понятными для ребенка.

Помните также об интересных историях. Будет лучше, если вы придумаете их вместе с ребёнком. Так он будет знакомиться и с другими правилами фонетики. Тот пример, который был приведёт в начале статьи о войне между гласными и согласными звуками, всего лишь один из тех, которые вам стоит рассказать ребёнку. Возможно, вы сами сможете придумать что-то интереснее.

Для начала пусть малыш разберётся со слогами. Предложите ему определить, какой тип согласного представлен в том или ином слоге. Когда этот материал будет усвоен малышом, можно приступать к разбору слов. Подберите для него короткие и понятные слова, например, нос, рот, шок, круг и тому подобные. Предлагайте ребёнку по 10-12 слов каждый день и пусть он называет, какие звуки ему встречаются в каждом слове. А можно предложить ему выписать или назвать только те слова, где встречается твёрдый/мягкий или звонкий/глухой согласный.

Вот конспект урока на тему «Твердые и мягкие согласные». Обозначение их на букву». 2 класс

А ещё можно купить специальный музыкальный алфавит. Благодаря ему малыши лучше усваивают песни и сказки. А вот звуки с парными согласными быстрее усвоить ребёнок, если вы приведете ему слова-двойняшки. Придумайте разные пары слов, например, коса— коза, луг— лук, голос— колос и так далее. Пусть ребенок прочитает эти пары слов, разберите вместе значение каждого слова, а потом приступайте к разбору звуков. Позже предложите будущему ученику составить небольшие предложения с каждым из данных слов. Если малыш понял значение всех слов, то ему будет несложно составить предложения.

Порой ребёнку трудно усвоить новую информацию и различать твёрдые и мягкие звуки. Тогда предложите малышу обратить внимание на положение языка, пусть он потренируется и понаблюдает за произношением. Пусть он выполнит следующее задание: из слогов с твёрдым согласным составит слоги с мягкими согласным, например, са—ся, лу—лю, ты—ти и так далее. А потом такое же упражнение проделайте и со словами: лук—люк, тык—тик и так далее.

Изучение твердых и мягких звуков стоит начинать, когда ребенок освоит разницу между гласными и согласными звуками. Кроме того, не забывайте, что детям нужно также объяснять разницу между буквой и звуком. Буквы мы пишем и читаем, а звуки мы слышим и произносим. И помните, что в русском языке 33 буквы и 42 звука.

Каждый день отрабатывайте с ребёнком полученные знания, чтобы они закрепились. Малыш обязательно запомнит все, если вы проработаете все до автоматизма. Если ребёнок не понимает чего-то, приведите другие примеры и игры, которые понравятся малышу.

Глухие и звонкие согласные

Мягкие и твёрдые согласные

Гласные звуки и буквы, их обозначающие

Согласные звуки и буквы

Какие звуки называют согласными? Из чего состоит согласный звук? Какими бывают согласные звуки? Сколько в русском алфавите согласных букв и согласных звуков? Какие согласные звуки всегда твёрдые, а какие — всегда мягкие? Какими буквами обозначают мягкость согласного звука?

Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту препятствие, называют согласными звуками. Согласный звук состоит из шума и голоса или только из шума.

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие — только из шума.

Для запоминания звонких согласных можно выучить фразу: «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ».См. все фразы для запоминания звонких и глухих согласных.

Глухие согласные легко запомнить по фразе: «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фу!».

Согласные звуки обозначаются буквами:

Всего в русском языке есть 21 согласная буква.

Согласные звуки бывают также твёрдыми и мягкими.

Твёрдые и мягкие звуки различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твёрдому нёбу.

Большинство согласных звуков образуют пары по твёрдости-мягкости:

Не образуют пар по твёрдости-мягкости следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:

Таблица «Согласные звуки: парные и непарные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие» (1-4 классы)

Вот конспект урока на тему «Твердые и мягкие согласные». Обозначение их на букву». 2 класс

Примечание: в начальной школе твёрдые согласные звуки обозначаются синим цветом, мягкие согласные звуки — зелёным цветом, гласные звуки — красным цветом.

согласных звуков обозначается на письме гласными буквами , , , , .

согласного звука обозначается на письме гласными буквами , , , , , а также буквой Ь (мягкий знак).

Согласный звук не бывает ударным или безударным.

Внимание! Согласный звук может образовывать слог только с гласным звуком.

Правописание парных согласных в корне слова

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова (начальная школа)

Много правил по орфографии смотрите в книге «Курс русского языка»

Твердые и мягкие согласные звуки

Согласные делятся на твердые и мягкие, такое деление обусловлено различием положением языка при их произнесении. Когда произносим мягкие согласные, тогда средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Отметим также, что кроме того, что согласные делятся на твердые и мягкие, они могут быть парными и непарными.

  • согласный звук является твердым, если после него стоят гласные: а, о, у, ы, э;
  • и является мягким, если после него стоят гласные: е, ё, и, ю, я.

Вот конспект урока на тему «Твердые и мягкие согласные». Обозначение их на букву». 2 класс

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

После выявления принадлежности буквы «Й» к мягкой согласной назревает вопрос о том, как обозначают мягкость при письме. В зависимости от случаев подходят разные методы.

Глухие и звонкие согласные звуки

Согласные делятся на звонкие и глухие звуки. При этом глухие согласные произносятся практически с прикрытым ртом и голосовые связки при их произнесении не работают. Для звонких согласных требуется больше воздуха, и при их произношении голосовые связки работают. То есть звонкие согласные состоят из шума и голоса, а глухие согласные – только из шума.

Лайфхак по определению глухости или звонкости согласных звуков для школьников

Чтобы определить встретившийся звук является глухим или звонким, а с этим часто возникают трудности у детей, следует заткнуть уши руками и произнести звук. При произношении глухих звуков где-то в отдалении они будут слышны, а при произношении звонких в ушах прям зазвенит! Так можно определять какой звук встретился. Особенно во время фонетического разбора слов.

Некоторые согласные звуки схожи как по своему звучанию, а также по способу произношения. Однако произносятся такие звуки с разной тональностью, то есть либо глухо, либо звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Всего таких пар 6, в каждой из них имеется глухой и звонкий согласный звук. Остальные согласные являются непарными.

  • парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
  • непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.

Вот конспект урока на тему «Твердые и мягкие согласные». Обозначение их на букву». 2 класс

Происхождение буквы «й»

Для многих родителей, которые начинают изучать с малышами алфавит, встает вопрос: как квалифицировать Й – как гласный или согласный звук?

Действительно, звук Й похож и на тот, и на другой, находясь как бы посередине. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные

В русском языке также выделяют сонорные, шумные, а также шипящие и свистящие согласные звуки. Приведем определение каждого из названных вида согласных, а также перечислим какие именно согласные относятся к тому или иному виду.

Классификация

Сонорные согласные звуки — это звонкие непарные согласные.

Шумные согласные звуки

Вот конспект урока на тему «Твердые и мягкие согласные». Обозначение их на букву». 2 класс

Свистящие согласные звуки

Вот конспект урока на тему «Твердые и мягкие согласные». Обозначение их на букву». 2 класс

Русский язык. 2 класс

Русский язык. 2 класс.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Гласный звук – это звук состоит только из голоса; при произнесении его воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.

Буква – графический знак звука.

Согласный звук – этот звук состоит из голоса и шума или только из шума; при произнесении струя воздуха во рту встречает преграду (язык, губы, зубы); согласный звук образует слог только вместе с гласным.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 114-116.

2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Вот конспект урока на тему «Твердые и мягкие согласные». Обозначение их на букву». 2 класс

Вот конспект урока на тему «Твердые и мягкие согласные». Обозначение их на букву». 2 класс

Вот конспект урока на тему «Твердые и мягкие согласные». Обозначение их на букву». 2 класс

В русском языке буква «И краткое» пишется на конце слова. Например: чай, май, дай, лай.

Также можно встретить «И краткое» в середине слова перед согласной: лайка, зайка, майка.

Да и в начале слова эта буква встречается, но очень редко. Запомните слова: йод, йогурт, йога, йог.

Вот конспект урока на тему «Твердые и мягкие согласные». Обозначение их на букву». 2 класс

Вот конспект урока на тему «Твердые и мягкие согласные». Обозначение их на букву». 2 класс

6. Как переносятся слова с буквой «И краткое»:

Букву Й при переносе нельзя отделять от буквы гласного звука.

Вот конспект урока на тему «Твердые и мягкие согласные». Обозначение их на букву». 2 класс

9. Проверьте, всё ли правильно запомнилось?

Ответьте на вопросы:

3. Как правильно переносить слова с буквой «И краткое»?

Если затрудняешься с ответом – повтори нужный материал.

Вот конспект урока на тему «Твердые и мягкие согласные». Обозначение их на букву». 2 класс

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Значение слов.

Соедините сочетание слов со словом, которым это сочетание можно заменить.

вид городского электрического пассажирского транспорта

собранные осенью овощи и фрукты

командная игра с перебрасыванием мяча через сетку

Подсказка: Внимательно прочитайте сочетания слов.

Вот конспект урока на тему «Твердые и мягкие согласные». Обозначение их на букву». 2 класс

Вот конспект урока на тему «Твердые и мягкие согласные». Обозначение их на букву». 2 класс

игра на льду

Вот конспект урока на тему «Твердые и мягкие согласные». Обозначение их на букву». 2 класс

Вот конспект урока на тему «Твердые и мягкие согласные». Обозначение их на букву». 2 класс

Задание. Перенос слов.

Прочитайте, как перенесены слова. Подчеркните правильные варианты.

ЗА-ЙКА, ПРИ-БОЙ, КОК-ТЕЙЛЬ, СНАЙ-ПЕР, ИНДЕ-ЙКА, ТРОЛЛЕ-ЙБУС, ПЛЕЙ-ЕР, РЕПЕЙ-НИК

Подсказка: Вспомните правила переноса.

2018 год ознаменовался ещё одной круглой датой. В этом году исполнилось ровно сто лет букве Й.

Именно в далёком 1918 году буква крепко вошла в русскую азбуку.

В научных кругах велись долгие споры, к какому же звуку отнести Й.

Пожалуй, это самая неугомонная буква. О ней спорят и в наши дни.

Немного из истории

Й, или И краткое, как называется эта буква в алфавите, известно во многих славянских языках: русском, украинском, белорусском, в Сербии и Македонии для обозначения звука Й используют букву J.

В неславянских языках, которые используют кириллическую письменность, эта буква тоже присутствует.

В русском языке эта буква 11-я по счету.

Звук Й образовался на основе неслогового гласного «И» и похожего на него звонкого согласного «J».

Таким образом, звук Й действительно объединяет в себе гласный и согласный.

В болгарском и украинском языках до сих пор применяется буква Й в сочетании «ЙО», которое призвано обозначать букву Ё.

Буква Й возникла в церковнославянской письменности в 15-16 веках. В 17 веке во времена патриарха Никона Й уже вошла в издания книг на церковнославянском языке в Москве.

В начале 18 века был введен так называемый гражданский шрифт. Надстрочные знаки в славянской письменности были ликвидированы, и буква Й изъята из алфавита, хотя звук в языке остался.

Во времена Петра Первого в 1735 году Й была реабилитирована и снова появилась в письме, однако в алфавит она не включалась и не обозначала никакой цифры (ранее цифры обозначались буквами церковнославянского алфавита). Уже в 20 веке буква Й наконец вошла в состав алфавита, но по-прежнему оставалась несколько «ущемленной в правах». Она не включалась в буквенные обозначения списков, а порой хвостик над буквой в письме пропускается, как и точки над ё.

В 18-19 веках буква Й уже входит в состав украинского и белорусского алфавита. В украинском языке ее называют «ий», что еще раз демонстрирует ее двойное происхождение.

Правило встречается в следующих упражнениях

Страница 39,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Страница 48,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 28,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 31,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 108,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 208,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 69,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 108,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 121,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 127,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 8,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 131,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 50,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 24,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 113,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 27,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 90,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 95,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 37,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 7,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 9,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 264,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 1,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 27,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 182,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 187,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 192,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 31,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение Задачка стр. 18,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 32,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение Повторение § 10 стр. 38-39,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 17,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 17,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 481,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 21,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 22,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 23,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 24,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 30,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 34,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 36,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 313,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 10,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 17,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Как записать мягкие и твёрдые звуки

Это не сложно. Когда вы закончите с объяснением теории, можно приступать к практике. Предложите вашему ребенку выполнить простое задание. Например, запишите несколько слов и предложите сыну или дочери выбрать лишь те, где есть мягкие звуки. А после пусть сделает транскрипцию с апострофом. Выполните несколько таких упражнений вместе с малышом, и он обязательно запомнит, как обозначается мягкий согласный и как найти его в словах.

Таблица для запоминания согласных звуков

Чтобы наглядно увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, таблица, приведенная ниже, их показывает попарно.

Запомнить согласные звуки поможет и другая таблица.

Звуки, которые постоянно сохраняют твердость и мягкость.

Как только ребенок усвоит парные твёрдые и мягкие звуки, начните знакомить его с теми бунтарями, которые не подчиняются общему правилу. Расскажите ему, что звуки Й, Ч, Щ могут быть только мягкими, а Ц, Ж и Ш на транскрипции обозначаются без апострофа, значит, они твёрдые. Эти буквы не подчиняются общему правилу и ведут свою тихую войну и не важно, какая буква следует за ними.

Некоторым детям проще визуально изучать информацию, нежели на слух. Возможно, родителям придётся поискать буквари с таблицами, где наглядно представлены все классификации букв. Если не получится найти в букваре, можно найти таблицу в интернете. Так хотя бы вся информация не будет казаться ребёнку абракадаброй. Но малыш обязательно усвоит весь материал, если родители помогут ему и дадут четкие объяснения по новому материалу. А если повесить эти схемы и таблицы на видном месте, например, на холодильнике или на рабочем месте ребенка, то правила запомнятся еще быстрее. А будущий ученик сможет просматривать материал в любое удобное время.

Вот конспект урока на тему «Твердые и мягкие согласные». Обозначение их на букву». 2 класс

Школьная классификация

Были рассмотрены признаки, которые выносятся на фонетический разбор в школе. Для примера разберем слово “клюква”, чтобы все признаки лучше отложились у вас в голове.

  • Ударение: клю’ква.
  • Слоги: клю-ква.
  • Характеристика:
  • 6 букв, 6 звуков.

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Большинство согласных звуков являются парными по признаку твёрдости — мягкости, но есть всегда твёрдые или всегда мягкие согласные.

Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

Ребенок усвоит разницу, если ему показать её визуально или дать почувствовать на опыте. Например, кубики Зайцева с мягкими согласными – маленькие по размеру, с твердыми – большие. Ребенок составляет слова и всякий раз видит эту разницу.

Так же разбирая слова, можно взять картинки, которые напоминают ребенку что-то мягкое и что-то твердое. Например, подушка и камень. Слыша мягкий звук, ребенок показывает картинку с подушкой. Картинки можно прикреплять к карточкам, рисовать рядом с буквами в тетради.

Буква и звук Й

Буква  Й  пишется:

  • В начале слов:йод,  йогурт.
  • В середине слов, перед согласными буквами:лайка,  майка,  кофейник.
  • В конце слов:рай,  май,  твой.

Видеоурок по теме

Согласные б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш, – парные, где первая – звонкая, вторая – глухая.

Есть согласные, которые не имеют пары:

  • Непарные звонкие – сонорные й, л, м, н, р, о которых рассказывалось выше.
  • Непарные глухие х, ц, ч, ш.

В некоторых словах происходит оглушение звука: снег. Или озвончение: молотьба.

Букву «й» относят к твердой или мягкой?

Большинство людей знает, что согласные отличаются как по глухости (звонкости) звучания, так и по твердости (мягкости) произношения. Это свойство характеризуется как один из важных критериев звука.

Чтобы дать правильный ответ на вопрос принадлежности буквы «й»: твердая или мягкая необходимо изучить оба критерия по отдельности.

Если проговаривать мягкие согласные, то язык смешается немножко вперед, при этом середина приподнимается. Если же говорить твердую согласную, то язык, наоборот, отодвигается назад.

Детские стихи для лучшего освоения материала

Вот конспект урока на тему «Твердые и мягкие согласные». Обозначение их на букву». 2 класс

Буквы ровно 33 в русском алфавите,

Чтоб узнать, сколько согласных –

Десять гласных отнимите,

Знаки – твердый, мягкий –

Сразу станет ясно:

Получается число ровно двадцать одно.

Мягкие и твердые согласные бывают очень разные,

Но вовсе не опасные.

Если произносим с шумом, то они глухие.

Если голос ярко слышен, значит, звонкие такие.

Звуки согласные гордо говорят:

Они по-разному звучат.

На деле очень легкие.

Одно простое правило запомни навсегда:

Ш, Ц, Ж – тверды всегда,

А вот Ч, Щ, Й – только мягки,

Как кошачьи лапки.

А другие смягчим так:

Если добавим мягкий знак,

Тогда получим ель, моль, соль,

Какой же хитрый знак такой!

А если мы добавим гласные И, Я, Ё, Е, Ю,

Получим мягкую согласную.

Знаки-братья, мягкий, твердый,

Мы не произносим,

Но чтоб слово изменить,

Их помощи попросим.

Всадник скачет на коне,

Кон – используем в игре.

Как объяснить ребенку разницу между звуками.

Маленькие дети воспринимают прекрасно любую информацию, если она подаётся в игровой форме. Например, сочините для малыша (а лучше вместе с малышом) интересную сказку, которая поможет ребёнку разобраться, в чем заключается разница между твёрдыми и мягкими звуками.

Например, что-то вроде:

Жили-были гласные и согласные звуки. Жили они дружно и очень весело. Но случилось так, что буквы Е, Ё, И, Ю, Я захотели получить власть над остальными буквами и звуками. Буквы начали ругаться и ссориться между собой. И ссора эта продолжалась долгое время. Буквы А, О, У, Ы и Э, не хотели участвовать в этой войне, они долгое время не выбирали ничью сторону и пытались сохранить нейтралитет. Тогда решили гласные воспользоваться одной хитростью. Они решили попросить помощи у мягкого знака, который своего звука не имеет вообще. Зато он стравливает других между собой.

Эта буква рассказала главным, где прячутся согласные, но попросила кое о чем взамен. Так гласные буквы отыскали согласные и окружили их. А чтобы обойти беду стороной, согласным буквам пришлось согласиться на все, что просили гласные.

Так гласные буквы получили очень много привилегий. Теперь они могут решать, будут ли согласные звуки мягкими или твёрдыми. И такие же права получил и мягкий знак. Он тоже теперь может командовать побежденными буквами. Однако, не все согласные буквы согласились с такими правилами. Шипящие, например, решили, что они теперь сами по себе и убежали в лес. Теперь большинство согласных строго следуют правилам гласных, но некоторые по-прежнему прячутся и живут по своим законам.

Вот такая несложная, но интересная история поможет объяснить особенности взаимоотношений между гласными и согласными. А вот шипящие согласные стоит сразу упомянуть и, так сказать, внести их в чёрный список. Можно даже написать сверху «Разыскиваются», а внизу перечислить каждую букву, чтобы малыш запомнил. Пусть эта подсказка постоянно будет перед глазами будущего школьника. Например, закрепите список на холодильнике или на его рабочем столе. Остальные же согласные (те, что не в списке) теперь становятся то мягкими, то твёрдыми, если за ними следуют буквы Е, Е, Ю, Я, И и Ь. А если за согласными следуют те, что не смогли выбрать сторону, а именно А, О, У, Ы и Э или иная согласная, то согласная остаётся твёрдой.

Мягкие и твёрдые звуки в русском языке.

Как же лучше разъяснить ребенку, в чем отличие между мягкими и твердыми звуками? Лучше всего начать с того, чтобы ребёнок понимал, что твердость и мягкость присуща лишь согласным звукам. В то время как гласные звуки мы можем лишь напевать. Помните, что твердость и мягкость им не свойственна, но именно они влияют на качество согласного звука. Свойства твёрдых и мягких звуков заключается именно в разнице их произношения.

Когда вы произносите согласный звук мягко, то середина вашего языка преподносится к небу, и закрывает проход, через который должен пройти поток воздуха. В то же время кончик языка выдвигается прямо вперёд к зубам. Это явление называется палатализацией.

Конечно, малышей не стоит нагружать такой сложной информацией, зато родителям следует знать этот термин. Обратите внимание, когда мы произносим твердые согласные, никакой палатализации не происходит.

Для начала попробуйте самостоятельно разобраться с этой разницей. Для этого произнесите для примера слова, где один и тот же звук может быть как твердым, так и мягким.

Мамы и папы обычно легко усваивают этот материал, а вот как же объяснить это правило на пальцах, чтобы понял и ребёнок? Здесь остаётся лишь подключить фантазию, поискать интересные истории, простые игры, которые помогут дошкольнику уловить ту самую разницу между твердым и мягким звуком.

«Й» — гласная или согласная буква?

Звуковая структура русской речи изучается лингвистами очень глубоко.

Благодаря их выводам в языке появляются новые классификации звуков.

Если заглянуть в соответствующие справочные издания, то везде Й описывается как согласный звук.

Й слышится только перед гласными, он является буквенным обозначением ЙОТа.

Самого же звука «и краткий» не существует. Есть только буква Й.

А буква и звук — это не одно и то же.

Мягкие и твердые согласные звуки

Фонетика русского языка имеет существенное отличие от многих других языков. Она содержит твердые и мягкие согласные.

В момент произношения мягкого звука язык сильнее прижимается к небу, чем при произнесении твердого согласного звука, препятствуя высвобождению воздуха. Этим и отличается друг от друга твердый и мягкий согласный звук. Для того чтобы на письме определить, относится ли согласный звук к мягким или твердым, следует посмотреть на букву, стоящую сразу после конкретной согласной.

Согласные звуки относят к твердым в таких случаях:

Вот конспект урока на тему «Твердые и мягкие согласные». Обозначение их на букву». 2 класс

Какой звук?

И все же при классификации звуков не совсем ясно, какой звук Й: гласный или согласный.

Сразу стоит ответить: ни тот и ни другой.

Звук Й не глухой, что можно легко почувствовать, произнеся этот звук.

Он скорее звонкий, так как произносится с участием голоса. Однако это и не гласный звук, поскольку любой гласный можно без труда пропеть.

Так квалифицируют его в школьной практике учителя-филологи.

Однако звук Й не звонкий. Согласный звук по классификации филологов можно отнести к какой-либо из четырех групп: глухие, шипящие, звонкие или сонорные. О последней группе звуков поговорим подробнее.

Согласный сонорный звук располагается по своим характеристикам между гласными и согласными, но обозначают его все-таки как согласный.

Сонорных звуков в русском языке немного: Н, Р, Л, Й, М. Их можно протянуть голосом, но петь, как гласный звук, их нельзя.

Таким образом, звук Й – согласный сонорный.

Еще один вопрос, который может возникнуть, — буква Й какая: мягкая или твердая.

Большинство звуков имеет пары по мягкости-твердости. Звук Й такой пары не имеет.

Он квалифицируется учеными как всегда мягкий.

В транскрипции слова возле него всегда стоит обозначение мягкости.

Заключение

  • Согласные звуки – такие, при произнесении которых выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграды (язык, зубы, губы).
  • Бывают твердые и мягкие. Ж, Ш, Ц – только твердые, Ч, Щ, Й – только мягкие.
  • Бывают звонкие (произносятся с голосом и шумом) и глухие (только с шумом).
  • Непроизносимые – не произносятся в словах (лесТница).
  • Удвоенные – два согласных (осенний). Если в корне – слово заимствованное (тонна).
  • Оглушение – звонкий стал глухим на конце слова (хлеБ).
  • Озвончение – глухой стал звонким под влиянием последующего согласного: (Сдача).
  • Смягчение – твердый стал мягким под влиянием последующего мягкого (троСть).
Оцените статью
Добавить комментарий