Вся литература, которую может предложить российская электронная школа, включена в учебник 5 класса “Басни и А Крылов”

Оформление кабинета: портреты
И. Крылова, тексты басен, на доске (через
проектор) – годы жизни Крылова, понятия мораль и
басня, тема урока.

Иван Андреевич Крылов. (1769 – 1844)

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль. И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят. Вяземский)

Ход урока

Когда-то он был молодым. Но в истории литературы
все знают его как “дедушку Крылова”. Когда
произносят его имя, сразу перед глазами
возникает тучный старик с седыми волосами. На его
глазах сменилось несколько поколений писателей,
поэты знали и любили басни Крылова. Он бывал в
доме у Дельвига, когда там собирались литераторы,
и всегда басни Крылова оставались злободневными
и остроумными.

Знают Крылова и сейчас Он так популярен, потому
что писал о том, что волнует людей: о добре и зле.

Крылов был сторонником просвещения и хотел
доказать той части дворян, которые выступали
против развития науки (а таких было немало даже
при дворе), их неправоту. Басня была сильным
оружием в этом споре.

Говорящие лисички, мартышки, вороны и петухи в
баснях Крылова – лишь средство донести до
читателя важные истины, которые потом помогут
разобраться в том, “что такое хорошо и что такое
плохо”.

А что же такое басня? Кто знает?

БАСНЯ – это краткий стихотворный или
прозаический рассказ нравоучительного
характера, имеющий иносказательный,
аллегорический смысл.

Все ли слова понятны? Иносказание – выражение
иного, другого, скрытого смысла

Аллегория – изображение предмета, за которым
скрывается другое понятие или другой предмет: за
лисой – хитрый человек, за ягненком –
беззащитный человек.

Язык басен легкий, простой, запоминаются басни
хорошо, особенно начало и конец, в которых чаще
всего бывает выражена основная мысль, то есть
мораль.

МОРАЛЬ – это начальные или заключительные
строки басни с нравоучительным выводом.

И несут люди по жизни тог, что узнали из таких,
казалось бы, простеньких крыловских басен. Все
знают, например, что “услужливый дурак опаснее
врага”, что “у сильного всегда бессильный
виноват”, что “лесть гнусна, вредна”, и что “в
сердце льстец всегда отыщет уголок”.

А что мы знаем о самом Крылове, авторе этих
замечательных слов?

  • Что такое ЛЕСТЬ? (лицемерие, угодливое
    восхваление)
  • Почему она гнусна, то есть омерзительна, внушает
    отвращение? (неприятно видеть человека,
    готового ради своей выгоды на лицемерие). А
    почему лесть вредна? (вводит в заблуждение
    того, кто обладает чем-то ценным, заставляет его
    видеть мир в искаженном свете).
  • А почему в сердце льстец всегда отыщет уголок? (слушать
    комплименты – очень заманчиво и при этом не
    прилагать никаких усилий)
  • Почему Лисица получила сыр? (Ворона ей
    поверила и потеряла бдительность)
  • Есть в басне положительный герой? (Нет. Льстец
    страшен, а кто принимает эту лесть – смешон. И
    тот, и другой теряют чувство собственного
    достоинства).
  • С какой интонацией надо читать слова Свиньи? (лениво,
    спокойно, нагло). А почему?
  • Давайте в тетрадочках запишем слова, которые
    характеризуют Свинью. (Наглая, необразованная,
    ленивая, глупая и др.) А Дуб? (мудрый, умный и
    др.).
  • Каким словом характеризует Дуб Свинью? (Неблагодарная).
  • Докажите, что Свинья действительно
    неблагодарна.
  • Что означает выражение: “поступить
    по-свински”, “подложить свинью”? (Совершить
    подлость)
  • Какова мораль этой басни, какой вывод делает сам
    Крылов?

(Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды

  • По желанию – проиллюстрировать басни с
    цитатами-комментариями к рисункам
  • “Волк на псарне” выучить наизусть.
  • стр. 58. устно.
  • С каким автором мы познакомились?
  • Чем он запомнился?
  • Что такое басня, мораль, аллегория? Приведите
    примеры.
  • Почему на портрете изображен И.С. Крылов и звери?
    Какое отношение к творчеству Крылова они имеют?

5 класс И. Крылов. Избранные басни

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!» И. Крылов. Избранные басни

Содержание Номера слайдов «Кто не слыхал его живого слова?» Из биографии У истоков жанра. Басня как жанр Крылатые выражения из басен «Волк на псарне» «Свинья под Дубом» «Ворона и Лисица» Чему учит басня Использованные материалы Слайд 19 Слайд 20 Слайд 21 Слайд 23 Слайды 5 -7 Слайды 8 – 10 Слайды 11 – 14 Слайды 15 -18 Слайд 4

Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. Исаковский Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844) К. Брюллов. Портрет И. Крылова

Иван Андреевич Крылов родился в бедной дворянской семье и поэтому не получил никакого образования. Первоначально письму и чтению обучал Ивана Андреевича отец, а затем у него появилась охота к литературе благодаря матери. Учение давалось Крылову легко. Особенно были заметны с детства разнообразные способности Ивана Андреевича. После смерти отца заботы о воспитании и образовании сыновей Ивана и Льва взяла на себя мать. Так как отец был единственным кормильцем семьи, Иван с детства начал работать в Калязинском земском суде, затем в Тверском магистрате. Из-за нехватки денег Крылов работал у Львовых, а платой за труд стала учеба. Из биографии

В Петербург Крылов переехал в 1782 с Львовыми. С 1783 служил в Казенной палате в Петербурге, активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски. Хорошо играл на скрипке, выучил теорию музыки, разбирался в математике. У Львовых и, возможно, у драматурга Я. Княжнина, Крылов познакомился практически со всем, довольно узким кругом литераторов и знатоков искусств того времени, в числе которых был и Г. Державин с женой, покровительствовавшей Крылову. Группа писателей в Летнем саду. Слева: И. Крылов В Санкт-Петербурге

В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. В конкурсе на лучший проект победил барон Петр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с художниками К. Брюлловым и Агиным. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник И. Крылову

Эзоп – древнегреческий баснописец ( VI век до н. ), считавшийся создателем басни. Лафонтен Жан де (1621 – 1695) – французский поэт, прославившийся как баснописец У истоков басенного жанра

Ломоносов И. Хемницер В. Майков А. Сумароков И. Крылов Басни в русской литературе писали:

■ Краткий рассказ, часто стихотворный ■ 2 части: основное повествование и мораль (нравоучение) ■ Аллегория (иносказание) ■ Сатирическое изображение ■ Герои – чаще животные ■ Диалог ■ Использование просторечной лексики ■ Лаконизм ■ Афористичность языка ■ Особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь ■ Олицетворения Басня как жанр

А Васька слушает да ест Один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое. Говорят, когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова. Художник А. Савченко

А воз и ныне там Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось. Сколько раз говорили, что надо готовиться к каждому уроку, «а воз и ныне там» – опять вы не подготовились.

Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? Вместо того, чтобы критиковать недостатки других, лучше посмотреть, нет ли их у тебя самого. Говорится обычно иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого. Каждому из нас в той или иной мере надо прежде всего «на себя оборотиться», быть строже к себе. ► Кума ( устар. , разг. ) – здесь: приятельница, обращение к представительнице женского пола. Художник Г. Куприянов

Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку Взаимные похвалы не бывают искренними. Говорят иронически, когда один хвалит другого потому, что тот похвалил его. Художник Г. Куприянов

«Волк на псарне» – отклик на события войны 1812 года, когда Наполеон вошел в оставленную русским полководцем Кутузовым Москву и понял, что русская армия не побеждена, а набирает силы. Эти события и запечатлел в своей басне великий русский баснописец, затем переслал басню Кутузову, который, прочитав ее вслух после сражения под красным, обнажил голову, показав свои седины. Художник А. Савченко У каждой басни своя история

Как перекликаются строчки басни с реальными событиями войны 1812 года? Художник Е. Рачёв Здесь под Ловчим подразумевается великий русский полководец М. Кутузов, под Волком – Наполеон. Рассмотрим басню подробнее

«Пустился в переговоры» – значит «начал переговоры». «Начал» – в данном случае синоним слова «пустился». Но «пустился» звучит выразительнее. «Уставим общий лад» – значит «заключим мирный договор». Волк- Наполеон предлагает русскому царю стать союзником и «грызться», то есть воевать на стороне России. «Не делать мировой» означает не заключать мирного договора. «Выпустить на Волка гончих стаю» – дать армии команду преследовать отступающих французов, чтобы изгнать их за пределы страны.

«Свинья под Дубом». Художник Г. Куприянов ► Какое явление жизни аллегорически описывает басня? ► Какой вам представляется Свинья? ► В каких строчках заключена мораль басни? ► Создайте свои иллюстрации к басне. “Свинья под Дубом”

«Ворона и Лисица». Худ. Куприянов ► Сравните басню И. Крылова «Ворона и Лисица» с баснями Эзопа и Лафонтена. ► Что общего и чем различаются басни? ► В чем смысл морали? Какая ситуация подтверждает эту мораль? ► Какие качества осуждают и высмеивают баснописцы? ► Чья басня кажется вам более выразительной? “Ворона и Лисица”

Басни И. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки. Чему учат басни Крылова?

Группы обучающихся 5а класса МОУ «Гимназия №46» («Биографы», «Теоретики -лингвисты», «Критики-артисты»). Рисунки к басням подготовили наши художники: Екатерина и Александра Пискуновы, Татьяна Бухарова, Таисия Божко. Руководитель проекта: учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №46» Л. Криницина Над проектом работали:

· Вспомним всё, что мы знаем о баснях.

· Вспомним основные вехи биографии Ивана Андреевича Крылова.

· Поговорим о сатире и аллегории в его баснях «Листы и Корни»,
«Ларчик».

· Поразмышляем о том, чему нас учит басня «Осёл и Соловей».

На
прошлых наших занятиях мы уже познакомились с жанром басни.

Басня
– краткий нравоучительный рассказ в
прозаической или стихотворной форме. Басня построена на аллегории.

Аллегория
– это иносказание, изображение
отвлечённой мысли или идеи в каком-либо образе. Так, в баснях пороки общества
часто изображаются через образы из животного мира.

Басня –
жанр очень древний. Легендарным древнегреческим баснописцем был Эзоп,
который жил около 600 г. до нашей эры. Именно от его имени пошло выражение
«эзопов язык» – то есть иносказание.

Вся литература, которую может предложить российская электронная школа, включена в учебник 5 класса "Басни и А Крылов"

Традиции
древних баснописцев подхватил и развил в своих баснях Лафонтен – это
французский баснописец 17 в. А басни Лафонтена повлияли на баснописцев русских.

Вся литература, которую может предложить российская электронная школа, включена в учебник 5 класса "Басни и А Крылов"

Мы уже
познакомились с его жизнью и творчеством. Но что можно вспомнить о жизни и
личности великого русского баснописца?

Годы жизни Ивана Андреевича Крылова – 1769 – 1844 гг. Это значит, что расцвет творчества Крылова пришёлся на первую
половину 19 в.

Крылов
родился в небогатой семье армейского офицера. Совсем ребёнком он пережил осаду
Оренбурга войсками Пугачёва и надолго запомнил голод, который начался в городе.

Отец
Ивана Андреевича умер рано и оставил своему сыну в наследство сундук с книгами. Так что учиться Крылову приходилось самостоятельно: состоятельные соседи
разрешили ему присутствовать на уроках французского. Мальчик много читал, сам
учился играть на музыкальных инструментах. Он рано начал карьеру чиновника, но
на самом деле мечтал заниматься литературой.

Вступление в литературу Крылова состоялось
совсем не с баснями. Он очень любил театр и пытался стать драматургом. Сначала его пьесы не вызывали восторгов критики, но постепенно они стали
популярны. Ещё Крылов издавал такие журналы, как «Почта духов», «Меркурий». И
пьесы, и журналы Крылова были в основном сатирической направленности: в них с
насмешкой критиковались пороки общества.

К басням
Иван Андреевич пришёл уже после своего тридцатилетия. На самом деле, он всегда
любил Лафонтена, да и сама творческая манера Крылова была просто создана для
басен: в ней были и сатира, и аллегория, и живой, красочный народный язык. Однако первые опыты оказались неудачными.

Но в
тысяча восемьсот пятом году Крылов принёс свои переводы басен Лафонтена Ивану
Дмитриеву – тогда уже известному баснописцу. Дмитриев был в восторге и
после прочтения сказал Крылову: «Это истинный ваш род; наконец, вы нашли его».

Вся литература, которую может предложить российская электронная школа, включена в учебник 5 класса "Басни и А Крылов"

После
этого Иван Андреевич стал уделять басням больше времени, и скоро его басни сделались
известными публике. Блестящим получился цикл басен, посвящённых событиям войны
с Наполеоном тысяча восемьсот двенадцатого года. Это такие произведения, как
«Кот и Повар», «Волк на псарне», «Обоз», «Кот и Щука» и так далее.

Трудился
Иван Андреевич Крылов в основном на должности библиотекаря. Он состоял и в
разных объединениях словесности.

Что же
можно сказать о личности самого Крылова? Современники подшучивали над его
любовью к застольям, неопрятностью и ленью. Однако якобы ленивый писатель был
очень трудолюбив, когда дело касалось литературы и в особенности – написания
басен. Он тщательно перерабатывал их тексты и доводил до идеала стиль.

А ещё
Крылов был остроумным человеком, который всегда мог дать неожиданный,
оригинальный ответ.

Среди
современников Крылова любили не только за басни, но и за добрый нрав. Когда
баснописец умер, студенты и даже представители знати несли его гроб несколько
километров.

Поговорим теперь о баснях Крылова.

Всего
Крылов написал 236 басен, которые вошли в 9 сборников. Часть этих басен – это
переработанные басни Лафонтена, но большинство текстов написаны самим Крыловым.

Басни Крылова выполнены в стихотворной
форме. Действуют в них животные и растения, реже – люди. Обычно при
помощи аллегории автор показывает какой-то из пороков общества или человеческой
натуры. Он говорит о скупости и лицемерии, невежестве и недальновидности,
чванстве, пороках воспитания и о многом другом. Иногда объектом сатины Крылова
становятся определённые политические события. Но чаще всего он берётся за
«вечные» пороки, которые никогда не устареют. И поэтому в наше время басни
Крылова звучат вполне современно.

В
некоторых баснях Крылова есть прямая мораль. Язык басен – народный, живой и красочный. Он довольно лёгкий и понятный, несмотря на то что
некоторым басням Крылова уже исполнилось двести лет. Многие выражения из басен стали
крылатыми.

Часто
баснописец обращал внимание на проблемы современного ему общества. Один из
ярких примеров этому – басня «Листы и Корни».

Как и
многие тексты Крылова, эта басня построена на диалоге. Основных образа
два – Листы и Корни. Попытаемся дать характеристику этим персонажам и раскрыть
авторскую аллегорию.

Листы, то
есть листья нам показаны в своём разговоре с зефирами – то есть, с тёплым
летним ветерком. И автор напрямую пишет, что Листы «Хвалились густотой, зелёностью своей».

В
высокомерной речи Листов явно видна похвальба, самолюбование:

«Не
правда ли, что мы краса долины всей?

Что
нами дерево так пышно и кудряво,

Что б
было в нем без нас? Ну, право,

Хвалить
себя мы можем без греха!»

Итак,
листья – это нечто прекрасное внешне, украшающее собой место, где они живут, но
при этом – надменное, полное похвальбы и самолюбования.

Однако
вот в разговор вступают корни – и говорят они смиренно. В них нет
никакой похвальбы: Корни просто замечают, что именно они питают и листья, и всё
дерево.

И
получается, что корни – смиренные, робкие, униженные, они роются в темноте. Но
без них дерево не может существовать.

Это – прекрасная аллегория на высшие слои
общества и простой народ. Посмотрим, как Листы возмущаются тем, что
корни осмелились заговорить:

«Кто
смеет говорить столь нагло и надменно!

Вы кто
такие там,

Что
дерзко так считаться с нами стали?» –

Листы,
по дереву шумя, залепетали.

Смиренная
речь простого народа, простое упоминание о его важности – для знати дерзость и
наглость. Действительно, во времена Крылова простой народ, особенно крестьяне,
прозябали в темноте и не имели права голоса. Но именно за их счёт аристократы
получали все свои богатства и могли украшать собою общество.

Очень
показательны последние слова Корней:

«Красуйтесь
в добрый час!

Да
только помните ту разницу меж нас:

Что с
новою весной лист новый народится,

А если
корень иссушится, –

Не
станет дерева, ни вас».

Знать
приходит, красуется и уходит. Но что будет, если пропадёт вдруг источник её
богатств? Тогда исчезнет не только знать – листы. Разрушится всё общество – то
есть дерево. Ведь корни – народ – для него гораздо важнее, чем такие прекрасные
и полезные Листы – знать.

Насколько
важна эта басня сейчас? Видимо, всё-таки важна. Ведь и в наше время есть немало
чиновников и просто богатых людей, которые забывают, что их положение и богатство
обеспечиваются за счёт народа, за счёт простых тружеников.

Совсем
другой можно назвать басню «Ларчик». Она уже о пороках человеческой
натуры. И автор озвучивает мораль напрямик, в середине басни:

Случается нередко нам

И
труд, и мудрость видеть там,

Где
стоит только догадаться

За
дело просто взяться.

Взглянув
на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом,

Так;
он и без замка;

А я
берусь открыть; да, да, уверен в этом;

Не
смейтесь так исподтишка!

Он сразу
же, не осмотрев ларчик, делает вывод, что в нём есть какой-то секрет. И ему так
хочется показать своё знание механики, что он тут же начинает этот секрет
искать.

И
обращает он при этом внимание на мелкие детали – ведь задача ему кажется такой
сложной!

Вот за
Ларец принялся он:

Вертит
его со всех сторон

И
голову свою ломает;

То
гвоздик, то другой, то скобку пожимает.

Но в
конце концов механик посрамлён и вынужден отступить. Разгадка даётся в самом
конце:

А
Ларчик просто открывался.

Иногда
читатели начинают недоумевать – как это, просто? В таком случае эту последнюю
строчку можно прочитать с ударением на последнем слове:

У
сундучка не было никакого замка! Его ведь только что принесли от мастера. И
чтобы открыть его – достаточно было поднять крышку.

Эта
последняя фраза стала крылатым выражением, афоризмом. Ей обозначают проблему,
которая имеет простое решение, но при этом кто-то это решение усложняет.

Можно ли
назвать эту басню современной? Конечно! Ведь люди, как и прежде, пытаются найти
обходные пути, увидеть секреты, придумать какие-то сложные решения. А решение часто у них перед глазами. Просто нужно не
хвастаться своими умениями, а постараться проявить внимательность и
дальновидность.

А вот и
ещё одна басня – «Осёл и Соловей». И здесь аллегория довольно прозрачна. Осёл олицетворяет невежественного обывателя, который не способен понять
настоящее искусство. Можно обратить внимание на то, что он хочет

Сам
посудить, твоё услышав пенье,

Велико
ль подлинно твоё уменье?

То есть
Осел хочет не просто насладиться пением Соловья, не просто послушать его – он
сразу же принимает на себя роль судьи.

Крылов
красочно описывает то, насколько прекрасно соловьиное пение. Он использует для
этого глаголы: защёлкал, засвистал, тянул, переливался, ослабевал. Помогают ему и сравнения: соловей «отдавался томной свирелью вдалеке»,
«рассыпался по роще мелкой дробью».

И всё
окружающее способно оценить это прекрасное пение: ведь мир замер и заслушался. Стада, ветерки, птички, пастух – кажется, все вокруг понимают прекрасное. Кроме
невежды. Посмотрим на вердикт Осла:

«Изрядно, – говорит, – сказать неложно,

Тебя
без скуки слушать можно;

А
жаль, что незнаком

Ты с
нашим петухом;

Ещё б
ты боле навострился,

Когда
бы у него немножко поучился»,

Тонкие переливы,
прекрасные оттенки звука – это всё не трогает невежду. А вот громкие петушиные
вопли – это для него прекрасно, потому что именно к этому он привык.

В этой
басне последняя строка тоже стала крылатой:

Избави
бог и нас от этаких судей.

Никто из
нас не хотел бы, чтобы его труд оценивал кто-то, кто не имеет даже малейшего
представления о том, что берётся судить.

И конечно
же, эта басня сейчас звучит вполне современно. Ведь и сейчас часто люди судят
об искусстве – книгах, фильмах, театре, опере – не понимая его. Они опираются в
суждениях только на свой невысокий уровень и считают, что имеют право судить.

Итак,
что мы узнали сегодня на уроке?

· Иван Андреевич Крылов – выдающийся русский баснописец. Он творил
свои басни в первой половине девятнадцатого века. Но в основу их положил живой
и яркий народный язык.

· В баснях Крылова критикуются и высмеиваются пороки общества и
человеческой натуры. Некоторые фразы из басен стали афоризмами.

· Басни Крылова звучат современно даже и сейчас.

Оцените статью
Добавить комментарий