Запишите гласные с указанием твердости предшествующего согласного и ГДЗ. Канакина, Горецкий. Учебник

Запишите гласные с указанием твердости предшествующего согласного и ГДЗ. Канакина, Горецкий. Учебник Реш еду ру

Узнаем, что такое мяг­кие соглас­ные, как они обра­зу­ют­ся и какие пары состав­ля­ют с твёр­ды­ми согласными.

Мягкие соглас­ные — это шум­ные зву­ки, кото­рые по срав­не­нию с твер­ды­ми соглас­ны­ми про­из­но­сят­ся с допол­ни­тель­ной арти­ку­ля­ци­ей языка.

Кроме при­зна­ка звонкости/глухости соглас­ные име­ют свой­ство быть твёр­ды­ми или мяг­ки­ми в сло­ве. Рассмотрим подроб­нее, какие мяг­кие зву­ки суще­ству­ют в рус­ском языке.

Мягкие согласные звуки

  1. Гласные звуки

Вопрос

Задание 6. Прочитай. Вспомни, почему в «Азбуке» эти буквы были расположены в два ряда.

Запишите гласные с указанием твердости предшествующего согласного и ГДЗ. Канакина, Горецкий. Учебник

  • Какие из данных букв могут обозначать гласный звук и указывать на твёрдость предшествующего согласного звука? на мягкость предшествующего согласного звука?

Подсказка

Ответ

Эти буквы расположены в два ряда в зависимости от того, на какой согласный они указывают:

  • гласные звуки верхнего ряда указывают на твёрдость предшествующего согласного;
  • гласные звуки нижнего ряда указывают на мягкость предшествующего согласного.

Вопрос

Задание 7. Рассмотри записи.

Запишите гласные с указанием твердости предшествующего согласного и ГДЗ. Канакина, Горецкий. Учебник

  • Когда буквы е, ё, ю, я обозначают в слове слияние двух звуков: согласного звука и последующего гласного звука? А когда один гласный звук? Приведи примеры таких слов.

Подсказка

Ответ

Слияние двух звуков: согласного звука и последующего гласного звука эти буквы обозначают, когда стоят в начале слова или после другого гласного:

  • ель, поехали;
  • ёжик, поёт;
  • юбочка, поют;
  • якорь, заявка.

Один гласный звук эти буквы обозначают, когда стоят после согласных: пень, клён, люстра, пятница.

Вопрос

Задание 8. Прочитай.

Запишите гласные с указанием твердости предшествующего согласного и ГДЗ. Канакина, Горецкий. Учебник

  • Скажи, какую «работу» в словах выполняют выделенные буквы.
  • Выпиши слова, где выделенная буква обозначает гласный звук и указывает на мягкость предшествующего согласного звука.
  • Что называют словом деревня? Составь предложение с этим словом (устно).

Подсказка

На мягкость предшествующих согласных указывают буквы е, ё, ю, я.

Ответ

«Работа» выделенных букв:

  • обозначает гласный звук (аист, окунь, эхо).
  • обозначают гласный звук и указывают на твёрдость предшествующего согласного ак, косы, мэр).
  • обозначает гласный звук и указывает на мягкость предшествующего согласного звука яч, тётя, деревня).
  • обозначает слияние двух звуков: согласного и гласного (маяк, ёжик, ель).

   Мяч, тётя, деревня.

Деревня – это кретьянское поселение.

Летом мы ездим в деревню к бабушке и дедушке.


Что такое мягкие звуки?

Чтобы выяс­нить, что такое мяг­кие зву­ки, срав­ним два сло­ва и обра­тим вни­ма­ние на про­из­но­ше­ние их началь­ных звуков:«бок» и «бег»

Первый звон­кий соглас­ный звук обо­зна­чен той же бук­вой «б», но зву­чит он несколь­ко по-другому. При его про­из­но­ше­нии спин­ка язы­ка устрем­ля­ет­ся к твёр­до­му нёбу, выги­ба­ясь мости­ком. По бокам язы­ка обра­зу­ют­ся узкие про­хо­ды для выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха, в резуль­та­те чего звон­кий соглас­ный при­об­ре­та­ет мяг­кость, или пала­таль­ность. Лингвистический тер­мин «пала­таль­ность» вос­хо­дит к латин­ско­му сло­ву palatum, что бук­валь­но зна­чит «нёбо».

Итак, в рус­ской речи раз­ли­ча­ют твёр­дые и мяг­кие соглас­ные звуки.

По срав­не­нию с твер­ды­ми соглас­ны­ми все мяг­кие зву­ки при обра­зо­ва­нии отли­ча­ют­ся доба­воч­ным уча­сти­ем языка.Мягкие соглас­ные — это шум­ные зву­ки, в обра­зо­ва­нии кото­рых име­ет­ся допол­ни­тель­ная арти­ку­ля­ция язы­ка к нёбу.

Мягкие звуки
Мягкие согласные

Мягкость

Мягкими могут быть лишь согласные звуки, термина «мягкие согласные буквы» в русском языке не существует, так как буква – это всего лишь символ алфавита.

Согласные звуки называют мягкими, потому что при произнесении таких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу, чтобы вызывает так называемую мягкость.

Чтобы понять, как определить мягкость согласного звука, нужно следить за движением языка при произнесении конкретного слова.

Мягкость как элемент транскрипции имеет свое обозначение: ’.

На письме мягкость выражается двумя способами:

  • с помощью гласных букв я, е, ё, и, ю, которые указывают на мягкость предыдущих согласных звуков;
  • с помощью мягкого знака (ь).

Согласный звук является мягким не из-за того, что после него стоят показатели мягкости, наоборот, после согласного звука ставятся показатели мягкости, если этот согласный звук является мягким.

Ещё одна полезная таблица звуков и букв

согласные и гласные буквы, звуки

Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме

tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-1-klass-tablica-pravilo.jpg

На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Для обозначения мягкого звука используют апостроф «`». Твердые же звуки не выделяются никакими знаками на письме.

Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует.

Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Какой звук стоит после согласного:

  • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
  • Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.

Отработка на примерах:
В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».
В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

  • Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
  • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.
Всегда мягкие – й, ч, щ.
Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

Мягкий знак и твердый знак

  • Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.

Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.

Мягкие согласные звуки

Движение языка при произношении мягких и твердых звуков

При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой.
При произношении твердых звуков язык не движется вперед.

Парные твёрдые и мягкие согласные

Многие звон­кие и глу­хие соглас­ные в рус­ском язы­ке отли­ча­ют­ся при­зна­ком твёрдости/мягкости и обра­зу­ют соот­но­си­тель­ные пары:

Твердые и мягкие согласные

С помо­щью твер­дых и мяг­ких соглас­ных мож­но раз­ли­чить слова:

  • рад — ряд;
  • вить — выть;
  • сын — синь;
  • маг — миг.
  • жир [ж ы р]
  • шёл­ко­вый [ш о л к а в ы й’]
  • цит­рус [ц ы т р ус].
tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-1-klass-tablica-pravilo.jpg

Буквы, которые обозначают только мягкие согласные звуки

Здесь действует следующее правило: данные мягкие согласные остаются мягкими всегда, независимо от последующей гласной буквы.

Буквы, которые обозначают мягкие и твердые согласные звуки

Буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х могут обозначать и твердые, и мягкие согласные звуки. Это отражается в следующей таблице:

Согласные буквы, представленные выше, называются парными по мягкости и твердости.

ПримечанияПравить

  1. Бондарко Л. В. // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2.
  2. 1 2 3 Бондарко Л. В. // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2.
  3. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. // Словарь-справочник лингвистических терминов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1976. (Дата обращения: 26 марта 2017)
  4. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. — второе изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969. — С. 246. — 608 с. (Дата обращения: 26 марта 2017)
  5. 1 2 3 4
  6. 1 2 3
  7. Бондарко Л. В. // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2.
  8. Русская грамматика / Н. Ю. Шведова (главный редактор). — М.: Наука, 1980. — Т. I. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. — С. 22. — 789 с. —  (Дата обращения: 26 марта 2017)
  9. The International Phonetic Alphabet (revised to 2015) . International Phonetic Association (2015). Архивировано 18 февраля 2018 года. (Дата обращения: 26 марта 2017)

Советы родителям

Самый главный совет, который можно дать родителям ребенка, которых беспокоит его развитие, – меньше волноваться. Большинство детских проблем надуманы, особенно если речь идет о первом ребенке.

Если ребенок не понимает разницы между мягкими и твердыми звуками еще дотого, как большинство детей выучат буквы, – это также не повод для беспокойства.

Если же у ребенка не получается научиться отличать звуки в то время, когда другие это делают легко и быстро, а самостоятельно справиться с проблемой не получается, то возможно, эффективнее будет обратиться к специалисту. В данном случае больше поможет логопед, чем преподаватель языка. Малышу важно не заучить звуки, а научиться их различать. Это можно сделать, только поняв природу происхождения звуков. Кто, как не логопед, объяснит это во всех деталях и тонкостях, используя большую базу упражнений и опыта.

Еще один важный шаг на пути к пониманию природы звуков – это создание соответствующих условий для учебной деятельности. Часто именно этот фактор не позволяет детям вообще учиться, не то что начать разбираться в звуках.

Мыслительные операции требуют не только наличия учебного дидактического материала, но и подходящего места для занятий. Те, кто думает иначе, просто недооценивают важность отдельного стола и стула, принадлежащих только малышу. За собственным рабочим местом кроха не только чувствует себя старше, но и начинает понимать возложенную на него ответственность, а также иначе относится к процессу обучения.

Однако это не значит, что из обучения необходимо убрать элемент игры. Иногда она не менее важна, чем осознание серьезности происходящего. Например, складывать мозаику из тех же цветных карточек удобней и интересней на полу, где можно отлично устроиться на ковре, который также является границей.

Детям вообще очень нужны границы и правила. Они не только дисциплинируют, но и позволяют обрести уверенность в завтрашнем дне и своих силах. Ведь дети знают, что их ждет в пределах этих границ и правил, а также что последует за их нарушением. Уверенность – еще одна важная составляющая успеха!

Ну и самый последний способ самостоятельно выучить твердые и мягкие звуки – это купить или сделать карточки со слогами. Они продаются во всех книжных магазинах. Это яркие и удобные дидактические материалы, эффективность использования которых подтвердили тысячи родителей и педагогов. Если же у вас нет возможности или желания покупать эти карточки, их можно сделать собственноручно или при помощи ребенка. Его активное участие в процессе создания позволит ему еще лучше усвоить информацию, что вам и нужно.

Употребление Ь для обозначения грамматических форм

Мягкий знак, или ерь (), может употребляться как показатель определённой грамматической формы.

Употребление букв Ь и Ъ

В русском языке нет двух разновидностей букв для обозначения твёрдых согласных и мягких согласных. На письме парные твёрдые и мягкие согласные обозначаются одной и той же буквой (см. п. 1.5. Звуки речи и буквы).

Для обозначения на письме мягкого согласного в русском языке есть специальная буква (мягкий знак, или «ерь»).

Ср.: стол – столь, банка – банька.

1) Необходимо различать слова: нянка и няить; тонше и тоайший.

  • В словах нянка, тонше второй согласный твёрдый, мягкость первого согласного обозначается буквой .

  • В словах няить, тоайший есть сочетание , которое пишется без .

2) не пишется между двумя и двумя .

Аея, цеюлоза, раий.

Употребление разделительных Ь и Ъ

Разделительный пишется после согласного перед буквами е, ё, ю, я в следующих случаях:

  • после приставки, оканчивающейся на согласную;

    Везд, предюбилейный, обявить, обём.

  • в сложных словах, первую часть которых составляют числительные двух-, трёх-, четырёх-;

  • в иноязычных по происхождению словах после приставки на согласную: ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, супер-, транс- или составной частицей .

    ютант, юнкция, екция, екция, юнкция, ярус, ект, ект, европейский, европейский.

1) Буква не пишется перед буквами а, о, у, э, и, ы.

Ср.: атомный, удар, океанский, этажный.

2) Буква не пишется в середине слова (не после приставки!).

Ср.: платье, дьяк. Исключениефельдегерь.

3) Буква не пишется на стыке частей сложного слова.

Ср.: детясли (детские ясли), Иняз (Институт иностранных языков).

4) Буква не пишется в существительном подячий (в этом слове нет приставки !). В середине слова пишется разделительный , поскольку здесь выделяется приставка и корень ().

5) В середине слова (в корне) арергард пишется разделительный , а не , поскольку приставки в русском языке нет.

6) В слове изян (тюрк.) пишется по аналогии с глаголом изъять.

Разделительный пишется в следующих случаях:

Упражнения Упражнения к теме «1.11. Употребление букв Ь и Ъ»


Угадай-ка

Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.

Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.

Оцените статью
Добавить комментарий