Знание религии и религиозных организаций Краткое изложение обществознания для 10 класса. Вся теория экзамена в одном месте. ТЕМА №4. “КУЛЬТУРА”

Образование в Российской Федерации, согласно статей 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, который является общественно значимым благом, осуществляется в интересах человека, общества и государства; его основная цель – интеллектуальное, духовное, творческое, физическое и профессиональное развитие человека.

10 класс. Обществознание. «Мораль» (& 12)

Пункт: Как и почему возникла мораль (стр. 121)

1. Ответьте на вопрос:

Почему стержнем духовной жизни во всех обществах является мораль?

2. Сформулируйте и запишите понятия:

Мораль – это __________________________

Этика – это ___________________________

Альтруизм (стр. 128, словарь) – __________

3. Составьте перечень.

Точки зрения на вопрос возникновения морали:

3) и т.д.

Пункт: Устойчивость и изменчивость моральных норм (стр. 123)

«Золотое правило нравственности» – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пункт: Что заставляет нас делать выбор в пользу добра (стр. 124)

1. Составьте перечень.

4) и т.д.

2. Сформулируйте и запишите следующие понятия и положения.

Нравственная культура – _________________________________________

Что побуждает людей к нравственным поступкам?

Что такое общественное мнение?

В чём заключается сила общественного мнения?

Ответьте на вопросы.

Чем отличается должностная инструкция от профессиональной этики врача?

Что является основным показателем нравственной зрелости личности?

из Оценка эксперта внизу

Сначала следует вспомнить немного теории, касаемой науки.

Наука — это особая система объективных и доказательных знаний о человеке, природе и обществе, а также способы их добывания.

Всего существует пять основных функций науки: культурно-мировоззренческая, прогностическая, познавательная, производительная, социальная.

Теперь надо привести к каждой функции науки примеры, чтобы лучше разобраться в этой теме.

1. Культурно-мировоззренческая. Раньше люди думали, что мир стоит на трёх слонах и черепахе, и земля плоская. Но с развитием мира, в том числе и науки, люди стали осознавать, что Земля круглая и обращается вокруг Солнца. То есть с развитием науки изменилось и сознание людей.

2. Прогностическая. Допустим, извергается вулкан, и учёные начинают строить модели и теории, касаемые этого события. Они пытаются ответить на вопросы: смогут ли пролететь самолёты через пепел? надо ли эвакуировать людей? повредит ли лава близ лежащие сёла и города? То есть учёные прогнозируют дальнейшее развитие событий.

3. Производственная. Допустим, учёные изобрели новую газонокосилку, которая гораздо мощнее аналогов.

Это изобретение пустили в серийное производство, и газонокосилки стали покупаться фермерами. После такого внедрения выросла урожайность, то есть развитие науке отразилось на улучшение качества производства.

4. Социальная. Сначала Кюри открыли существование рентгеновских волн. Спустя долгое время это открытие стали использовать в медицине. То есть теперь это открытие стало полезно обществу.

5. Познавательная. Раньше движение Солнца на небосклоне считалось волей Богов (в древнем Египте Бог Ра перевозил солнце на колеснице ). Но с развитием науки нашлось и объяснение этому (Земля крутится, поэтому Солнце встаёт и садится).

Эти примеры можно использовать для аргументов в ЕГЭ по обществознанию, например в эссе или в 26 задании.

Не соответствует структуре сочинения ЕГЭ по обществознанию, но содержит неплохие, верные с точки зрения научного обществознания, наработки, полезные при подготовке.

Свобода и необходимость в деятельности человека

Знание религии и религиозных организаций Краткое изложение обществознания для 10 класса. Вся теория экзамена в одном месте. ТЕМА №4. "КУЛЬТУРА"

Свобода личности – одна из высших ценностей человека и это понятие рассматривается разными науками: философией, политологией, социологией. Но существуют различные взгляды и интерпретации этой категории. Рассмотрим эти трактовки и узнаем кратко о свободе и необходимости в деятельности человека.

Опыт работы учителем истории и обществознания – 11 лет.

Понятие свободы

Свобода – это возможность человека действовать по своему желанию, беспрепятственно реализовывать интересы и потребности.

Основные признаки свободы:

  • эта категория закреплена Всеобщей декларацией свободы;
  • она не безгранична, так как полная свобода действия одного человека может нарушить права другого;
  • ограниченность свободы для уважения прав других людей также призвана облегчить выбор человека.

Человек, обладая полной свободой действий, не сможет сделать выбор. Например, философ Ж. Буридан написал рассказ, иллюстрирующий это утверждение. В нем осел, стоявший между двумя одинаковыми стогами сена, не смог определиться и умер от голода.

Знание религии и религиозных организаций Краткое изложение обществознания для 10 класса. Вся теория экзамена в одном месте. ТЕМА №4. "КУЛЬТУРА"

Понятие необходимости

Этот термин можно определить как то, что непременно должно произойти в силу определенных закономерностей.

Существует много точек зрения по вопросу, что такое необходимость.

которые читают вместе с этой

Знание религии и религиозных организаций Краткое изложение обществознания для 10 класса. Вся теория экзамена в одном месте. ТЕМА №4. "КУЛЬТУРА"

Некоторые люди считают, что свободы не существует, а жизнь человека полностью зависит от воли Бога. Другие все же разделяют божественное предопределение и свободу, которая, по их мнению, состоит в том, что человек может выбирать между добром и злом.

Сторонники данной теории утверждают, что в природе есть законы, которые действуют независимо от человека и неподвластны его воле.

Это, например, явления природы. Все, что мы можем сделать – это узнавать и учитывать эти закономерности.

Ответственность

Ограничение свободы связано с влиянием на человека внешней и внутренней ответственности. Разберемся в этих понятиях.

В обществе действуют установленные и признанные нормы. Если человек их не соблюдает, то это вызывает осуждение. Например, нормы морали требуют от человека вежливого отношения к пожилым людям. Если кто-то проявляет грубость и пренебрежение по отношению к старшим, это вызывает негативную реакцию окружающих.

Под внутренней ответственностью понимают внутреннее осознание человеком важности соблюдения правил и норм, его готовность не только принять существующие законы, но и те санкции (наказания), которые к нему применят в случае нарушений. Например, человек понимает, что всегда нужно переходить дорогу по зебре, так как это правило установлено для его безопасности.

Что мы узнали?

Свобода – это возможность человека реализовывать интересы и потребности, не нарушая при этом прав других людей и учитывая свою ответственность перед обществом. В этом состоит необходимость, то есть те законы, которые действуют независимо от человека, но должны им соблюдаться. Свобода и необходимость в деятельности человека признаны современными государствами как значимые и закреплены в официальных документах.

Оценка доклада

А какая ваша оценка?

Знание религии и религиозных организаций Краткое изложение обществознания для 10 класса. Вся теория экзамена в одном месте. ТЕМА №4. "КУЛЬТУРА"

Знание религии и религиозных организаций Краткое изложение обществознания для 10 класса. Вся теория экзамена в одном месте. ТЕМА №4. "КУЛЬТУРА"

Наука и образование

Презентация по обществознанию 10 класс

Учебник Л. Н. Боголюбов, базовый уровень

Учитель МБОУ СОШ № 4 г. Сосновый Бор

Знание религии и религиозных организаций Краткое изложение обществознания для 10 класса. Вся теория экзамена в одном месте. ТЕМА №4. "КУЛЬТУРА"

  • Наука и её функции в обществе
  • Современная наука
  • Этика науки
  • Образование в современном обществе
  • Образование как система

Знание религии и религиозных организаций Краткое изложение обществознания для 10 класса. Вся теория экзамена в одном месте. ТЕМА №4. "КУЛЬТУРА"

Наука и её функции в обществе

О. де Бальзак (1799-1850) французский писатель

Из текста учебника выпишите различные значения понятия «наука» (стр. 131-132 )

Знание религии и религиозных организаций Краткое изложение обществознания для 10 класса. Вся теория экзамена в одном месте. ТЕМА №4. "КУЛЬТУРА"

  • это особая система знаний и способы добывания таких знаний
  • это творческая деятельность, направленная на получение, обоснование и систематизацию новых знаний
  • это часть духовной культуры общества наряду с такими её компонентами как искусство, образование, религия

чит. стр. 132-133 сост. таблицу

«Функции науки» по группам

Знание религии и религиозных организаций Краткое изложение обществознания для 10 класса. Вся теория экзамена в одном месте. ТЕМА №4. "КУЛЬТУРА"

Знание религии и религиозных организаций Краткое изложение обществознания для 10 класса. Вся теория экзамена в одном месте. ТЕМА №4. "КУЛЬТУРА"

Система знаний и методы исследования дают возможность прогнозировать развитие явлений

Сила тяжести заставит камень упасть вниз, если его подбросить

Знание религии и религиозных организаций Краткое изложение обществознания для 10 класса. Вся теория экзамена в одном месте. ТЕМА №4. "КУЛЬТУРА"

Научные представления, усвоенные человеком превращаются в компонент мировоззрения. Достижения науки существенно влияют на учебно-воспитательный процесс.

В школе изучают химию, биологию, физику и т. д.

Знание религии и религиозных организаций Краткое изложение обществознания для 10 класса. Вся теория экзамена в одном месте. ТЕМА №4. "КУЛЬТУРА"

Необходима для внедрения инноваций,  новых форм организаций процессов, технологий и научных нововведений в производственные отрасли

Атомные реакции, электромагнитные волны сначала были открыты наукой, а потом созданы лазеры, атомные электростанции, теле- и радиоаппаратура

Знание религии и религиозных организаций Краткое изложение обществознания для 10 класса. Вся теория экзамена в одном месте. ТЕМА №4. "КУЛЬТУРА"

  • Социальный институт – это устойчивая форма организации совместной жизнедеятельности людей, необходимая для удовлетворения потребностей общества  (семья, церковь, право, государство, наука, образование) .
  • Этика – наука о нравственности и морали.

Знание религии и религиозных организаций Краткое изложение обществознания для 10 класса. Вся теория экзамена в одном месте. ТЕМА №4. "КУЛЬТУРА"

Наука как социальный институт

  • Лондонское королевское общество по развитию знаний о природе – XVII в.
  • 1725 г. – Петербургская (Российская) академия наук.

Знание религии и религиозных организаций Краткое изложение обществознания для 10 класса. Вся теория экзамена в одном месте. ТЕМА №4. "КУЛЬТУРА"

Российская Академия Наук

Академик С. П. Королёв

Академик А. Н. Колмогоров

Знание религии и религиозных организаций Краткое изложение обществознания для 10 класса. Вся теория экзамена в одном месте. ТЕМА №4. "КУЛЬТУРА"

Знание религии и религиозных организаций Краткое изложение обществознания для 10 класса. Вся теория экзамена в одном месте. ТЕМА №4. "КУЛЬТУРА"

  • Этика учёных, науки складывается на основе моральных ценностей, ориентации на высшее благо.
  • Правило «Не навреди!» (Гиппократ) – моральное обязательство учёного
  • «Платон мне друг, но истина дороже» (Аристотель) – не вводить в науку скороспелые, необоснованные новации.

Академик А. Д. Сахаров, сторонник запрещения

Знание религии и религиозных организаций Краткое изложение обществознания для 10 класса. Вся теория экзамена в одном месте. ТЕМА №4. "КУЛЬТУРА"

Образование в современном обществе

Знание религии и религиозных организаций Краткое изложение обществознания для 10 класса. Вся теория экзамена в одном месте. ТЕМА №4. "КУЛЬТУРА"

Улучшение результативности труда путем подготовки и обеспечения квалифицированности рабочей силы

Леонид выучился на физика-ядерщика и устроился на соответствующую работу; его деятельность позволила расширить представление об использовании ядерного реактора

Знание религии и религиозных организаций Краткое изложение обществознания для 10 класса. Вся теория экзамена в одном месте. ТЕМА №4. "КУЛЬТУРА"

Позволяет индивиду успешно функционировать в обществе

Благодаря детскому саду, Марина знает, что отбирать чужие игрушки – нехорошо

Знание религии и религиозных организаций Краткое изложение обществознания для 10 класса. Вся теория экзамена в одном месте. ТЕМА №4. "КУЛЬТУРА"

Сохранение социально-культурного опыта, выработка новых знаний.

В рамках школьной программы Настя прочитала произведение «Темные аллеи» Бунина.

Знание религии и религиозных организаций Краткое изложение обществознания для 10 класса. Вся теория экзамена в одном месте. ТЕМА №4. "КУЛЬТУРА"

Выступает каналом социальной мобильности

Хорошее образование помогает достичь высоких социальных позиций

Елена Александровна получила высшее образование и стала директором школы

Знание религии и религиозных организаций Краткое изложение обществознания для 10 класса. Вся теория экзамена в одном месте. ТЕМА №4. "КУЛЬТУРА"

Основные направления развития современного образования

  • информатизация – информационные технологии становятся элементом образовательного процесса;
  • интернационализация – сближение национальных систем образования (Болонская система, бакалавриат, магистратура)
  • непрерывное образование ;
  • самообразование;
  • гуманизация;
  • гуманитаризация.

Знание религии и религиозных организаций Краткое изложение обществознания для 10 класса. Вся теория экзамена в одном месте. ТЕМА №4. "КУЛЬТУРА"

Образование как система

Знание религии и религиозных организаций Краткое изложение обществознания для 10 класса. Вся теория экзамена в одном месте. ТЕМА №4. "КУЛЬТУРА"

Знание религии и религиозных организаций Краткое изложение обществознания для 10 класса. Вся теория экзамена в одном месте. ТЕМА №4. "КУЛЬТУРА"

1. Установите соответствие:

A) формирование интеллектуального и нравственного потенциала общества и государства

Б) воспроизводство профессиональных кадров

B) развитие умений, способностей, интересов

Г) освоение научных знаний, приобретение опыта и навыков

Д) трансляция и распространение культуры в обществе

Знание религии и религиозных организаций Краткое изложение обществознания для 10 класса. Вся теория экзамена в одном месте. ТЕМА №4. "КУЛЬТУРА"

2. Установите соответствие

A) логическая стройность

B) обоснованность выводов

Д) выдвижение гипотез

Знание религии и религиозных организаций Краткое изложение обществознания для 10 класса. Вся теория экзамена в одном месте. ТЕМА №4. "КУЛЬТУРА"

3. Установите соответствие

А) показывает возможные опасные тенденции развития общества

Б) предлагает рекомендации по преодолению угрожающих человечеству проблем

В) способствует построению целостной системы взглядов на мир и место человека в нём

Г) помогает человеку рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии

Д) позволяет предвидеть последствия изменения окружающего мира

Знание религии и религиозных организаций Краткое изложение обществознания для 10 класса. Вся теория экзамена в одном месте. ТЕМА №4. "КУЛЬТУРА"

  • 1. 11221.
  • 2. 212121.
  • 3. 22112.
  • Оценка:

В каждом задании – все правильные ответы – 2 балла, один неправильный ответ – 1 балл

Всего 6 баллов

6 баллов – 5

4-5 баллов – 4

3 балла – 3

Знание религии и религиозных организаций Краткое изложение обществознания для 10 класса. Вся теория экзамена в одном месте. ТЕМА №4. "КУЛЬТУРА"

§ 13 проработать,

ответить на вопросы для самопроверки

написать мини-сочинение стр 142 “Мысли мудрых”

“ Информация без человеческого понимания подобна ответу без вопроса – она лишена смысла”

А. Маслоу (1908-1970) американский психолог.

Тема урока Искусство и духовная жизнь

урок с применением проблемно-диалогической и информационно коммуникационной технологий

формирование новых знаний

Обучающая: сформировать представление об искусстве и его роли в жизни человека и общества

1. Раскрыть сущность и особенности искусства

2. Раскрыть содержание основных видов искусства

3. Раскрыть основные функции искусства

Развивающая: продолжить развитие информационной, коммуникативной компетенций обучающихся.

1) развивать навыки деятельностной коммуникации (умения работы в группах, умения работать с различными видами информации)

2) развивать навыки устной коммуникации (развивать умения работы с различными видами информации, развивать опыт публичных выступлений, развивать умения доказывать свою точку зрения, давать собственную оценку изучаемым вопросам, объяснять их)

воспитывать такие качества, как внимательность, толерантность, уважения мнения других,

-воспитывать эстетическую культуру.

Подготовить учащихся к восприятию нового материала.

Организовать познавательную деятельность обучающихся.

Проконтролировать степень усвоения нового учебного материала.

Организовать и провести рефлексивную деятельность обучающихся.

Самооценка и взаимооценка деятельности.

Методическое оснащение урока

Материально техническое оснащение:

Презентация к уроку «Искусство и духовная жизнь»

Презентации студентов о видах искусства

Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 класс. «Просвещение».2008.- стр.133-142

Высказывания писателей, политиков, историков об искусстве.

Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 11 класс. Москва, ВАКО,

Задания для групповой работы

Тестовые задания для закрепления темы урока.

Методы и приемы обучения:

-демонстрация электронной презентации к уроку

-самостоятельная работа обучающихся с текстом раздаточного материала, оформление схемы, синквейна

-самооценка и взаимооценка деятельности

Форма организации труда учащихся: индивидуальная работа и работа в группах

Культура и духовная жизнь (понятия «духовная жизнь», «культура»).

Религия (понятие «религия»)

Мораль (понятие «мораль»)

Наука («понятие наука»)

Образование (понятие «образование»)

Литература. (Понятие литературы как вида искусства).

Темы: Введение (Понятие литературы как вида искусства).

История. Культурное развитие России на современном этапе

Организационный момент (

а) приветствие учащихся;

б) проверка явки учащихся на урок;

в) оценка готовности учащихся к уроку;

г) информирование о предстоящей деятельности: урок будет посвящен изучению новой темы.

Подготовка учащихся к восприятию нового материала

2.1. -сообщение темы урока:

Тема урока «Искусство и духовная жизнь»

2.2. – вовлечение учащихся в постановку цели и задач урока:

-сформировать представление о роли искусства в жизни человека и общества

раскрыть сущность, особенности, виды и функции искусства

-Вы сформировали команды. Напишите список вашей команды. Выберите капитана команды. Напротив фамилии студента в ходе урока капитан будет ставить 1 балл за устный ответ. В конце урока капитан поставит оценку каждому в своей команде за работу на уроке.

-Предлагаю Вам быть активными на уроке. Каждый из вас получит оценку за работу на уроке. Будет оцениваться и работа команд.

2.3. – актуализация (10мин.)

-Мы с вами изучаем раздел «Духовная культура».

-Давайте вспомним ряд определений:

-Что такое культура?

-Назовите виды культуры

-Что такое материальная культура?

-Что такое духовная культура?

-Какие элементы духовной культуры мы уже изучили?

-Что такое наука? образование? религия? мораль?

-Сегодня нам предстоит познакомиться с новым элементом духовной культуры – искусством.

-Что вы знаете об искусстве?

Давайте нарисуем в тетрадях таблицу и начнем ее заполнять. Заполните первую и вторую колонки таблицы. (5 мин.)

Обучающиеся заполняют таблицу в тетради:

3. Мотивация (10 мин.)

«Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем» – деятель французской культуры в. Жан Кокто.

-Прочитайте это высказывание и сформулируйте проблемный вопрос.

-Что нам сегодня предстоит выяснить?

Зачем необходимо искусство? Может ли человек и общество обойтись без искусства?

-Свой ответ на этот вопрос вы должны сформулировать на сегодняшнем уроке.

Вам необходимо высказать свою точку зрения.

-Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

Преподаватель выборочно спрашивает обучающихся. Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.

Затем преподаватель обобщает их выступления, выделяя основные вопросы изучаемой темы.

-Запишите план изучения новой темы (см. слайд и записывают)

Основные виды искусства.

4.Формирование новых знаний – 45 мин.

-Перед вами схема. Внимательно ее изучите и ответьте на вопросы.

– это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах

Форма бытия искусства

Человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях

Знание религии и религиозных организаций Краткое изложение обществознания для 10 класса. Вся теория экзамена в одном месте. ТЕМА №4. "КУЛЬТУРА"

Знание религии и религиозных организаций Краткое изложение обществознания для 10 класса. Вся теория экзамена в одном месте. ТЕМА №4. "КУЛЬТУРА"

Специфика искусства как формы художественного познания

Образное и наглядное

Специфические способности воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово, звук, цвет и т.д.)

Большая роль в процессе познания воображения и фантазии познающего субъекта

Знание религии и религиозных организаций Краткое изложение обществознания для 10 класса. Вся теория экзамена в одном месте. ТЕМА №4. "КУЛЬТУРА"

Знание религии и религиозных организаций Краткое изложение обществознания для 10 класса. Вся теория экзамена в одном месте. ТЕМА №4. "КУЛЬТУРА"

Что такое искусство?

Что составляет предмет искусства?

Какова художественная форма бытия искусства?

Что собой представляет структура искусства?

Какие виды искусства вы знаете?

В чем состоит специфика искусства как формы художественного познания?

познакомимся с некоторыми видами искусства

-Ваша задача не только смотреть презентации и слушать сообщения, но и записывать в тетради вид искусства и фамилии наиболее известных деятелей искусства. Оцените выступления товарищей.

(Студенты группы получили опережающее задание: подготовить презентацию об одном из видов искусства)

Смотрим, слушаем и оцениваем презентацию.

Запишите в тетрадях эту особенность искусства:

использование художественных образов

чувственное восприятие окружающего мира;

Задание: В учебнике на стр. 115 – 116 найдите еще три особенности искусства и объясните, как вы их понимаете

законченность авторских произведений

– Одним из самых популярных видов искусства является . Оно относится к синтетическому виду искусства.

Посмотрите, послушайте и оцените сообщение и презентацию о кино.

Смотрят презентацию о кино.

-В вашей презентации не прозвучало ни одной фамилии известных артистов кино из Чувашии.

-Давайте послушаем сообщение о них ., библиотекаря техникума.

Слушают выступление Емеловой И.К. Она рассказывает об артистах кино из Чувашии.

Театр, музыка, литература, эстрада – это временные виды искусства, они меняются на протяжении времени, пока ими наслаждается зритель.

Послушаем сообщения об этих видах искусства.

Слушают, смотрят, оценивают выступления.

-Пространственными видами искусства являются . Они не меняются во времени и не находятся в движении. Послушаем выступления об этих видах искусства.

-Зрительными видами искусства являются балет, цирк, фотографии.

Послушаем сообщения о них.

-Вы послушали сообщения о различных видах искусства.

-Какой вид искусства вам больше нравится?

Отвечают на вопрос.

Организация групповой работы

Обсудите в группе вопрос:

Почему его (искусства) так много? Зачем имея поэзию, нужно иметь еще и прозу (Юрий Михайлович Лотман (1922-1993), советский литературовед, культуролог, искусствовед) (см.слайд)

Слушаем ответы групп

-Возвращаемся к проблемному вопросу начала урока – высказыванию выдающегося деятеля французской культуры ХХ века Ж.Кокто: «Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю, зачем.

-Приведите несколько объяснений, зачем нужно искусство. Какую роль играет искусство в жизни людей?

Обсуждают в группе и отвечают

-Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Зачем необходимо искусство? Может ли человек и общество обойтись без искусства? (проблемный вопрос)

. Учащиеся предлагают свое обобщение и варианты ответа на поставленный вопрос.

Преподаватель подводится итог обсуждению.

Роль искусства в жизни людей выражается в его функциях.

Внушающая – воздействие на подсознание людей, на человеческую психику

Утешительно-компенсаторная – восстановление в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности

Воспитательная – формирование личности, чувств и мыслей людей

Художественно-концептуальная – способность анализировать состояние окружающего мира

Предвосхищения – способность предвосхищать будущее

Эстетическая – способность формировать эстетические вкусы и потребности человека

Гедонистическая – особый, духовный характер искусства, оно призвано доставлять людям удовольствие

Познавательно- эвристическая – отражает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке

Общественно-преобразующая – оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества

Преподаватель обобщает ответы, показывая слайды презентации, и делает вывод:

«Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, – неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете»

5. Закрепление и применение знаний – 10 мин.

– Повторим, что мы узнали, ответив на вопросы:

1). Что такое искусство?

2). Перечислите особенности искусства

3). Назовите основные виды искусства.

4). Перечислите функции искусства

Другой вариант: работа по тестовым заданиям.

Составьте схему, используя понятия:

Искусство, виды искусства, архитектура, кино, музыка, эстрада, цирк, балет, фотоискусство, декоративно-прикладное искусство, литература, театр, функции искусства.

Составьте синквейн со словом «искусство»

1. Обсудите в своей группе вопрос. Что должно отражать искусство: правду жизни или высокие идеалы?

2. Обсудите в своей группе вопрос. Что должно пробуждать искусство: чувства или мысли?

3. Обсудите в своей группе вопрос. Есть ли объективные показатели того, что считать великим искусством, великой литературой, великой культурой?

Обсудите в своей группе вопрос. Если в художественном произведении заложена ошибочная идея, т.е. «плохое» содержание, само произведение по форме хорошее или плохое?

6. Подведение итогов. Рефлексия. – 7 мин.

6.1. Подведение итогов.

-Сегодня на уроке мы изучили тему «Искусство и духовная жизнь». Цели и задачи урока реализовали.

Посмотрите на таблицу, которую вы заполнили в начале урока. Заполните третью колонку таблицы.

6.2. Рефлексия деятельности учащихся на уроке.

-Я предлагаю капитанам оценить работу учащихся на данном уроке, поставив оценку по заработанным баллам.

Самоанализ, самооценка, взаимное оценивание.

-Какая команда была более активной на уроке?

-Что вам понравилось на уроке?

-Что не понравилось?

-Чему вы научились на уроке?

Рефлексия содержания изученного материала

Что же такое ИСКУССТВО? (ответы: да или нет)

* это форма художественного познания ( да ); * это форма научного познания (нет ) * это художественное творчество (да ). * это форма человеческой деятельности, проявляющаяся в различных его видах: литературе, живописи, скульптуре, музыке и т.д.(да ) Верны ли следующие суждения об искусстве? А. Основная задача искусства – достоверно отображать окружающий мир (неверно). Б. Для искусства главное – избегать субъективности создаваемых образов (неверно). В. Произведениям искусства свойственна эмоциональность (верно). Г. Искусство отличается от других форм духовной деятельности тем, что оно образно отражает мир (верно).

7. Выдача домашнего задания – 3 мин.

Для качественного усвоения сегодняшней темы вам необходимо:

-знать сущность и особенности искусства;

-знать основные виды искусства;

-знать функции искусства;

-по материалам сайтов Интернета подготовить сообщение об одном из чувашских деятелей искусств

-составьте кроссворд по теме урока.

Обучающиеся записывают домашнее задание.

«Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учится» (Демокрит)

«Идите к свету, разуму, правде и красоте» (А.М.Горький)

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ
Шемаханова Ирина Альбертовна

Искусство 1) в узком смысле – это специфическая форма практически-духовного освоения мира; 2) в широком – высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).

Искусство – особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах; одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; художественно-образная форма познавательной деятельности человека, способ эстетического выражения своего внутреннего состояния.

Версии соотношения природы и искусства

а) Кант сводил искусство к подражанию.

б) Шеллинг и немецкие романтики ставили искусство выше природы.

в) Гегель ставил искусство ниже философии и религии, полагая, что оно отягощено чувственностью, т. е. выражает духовную идею в неадекватной ей форме.

Теории происхождения искусства

1. Биологизаторская – происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности.

2. Игровая – причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей.

3. Магическая: искусство – форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека.

4. Трудовая: искусство – результат труда (полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения).

Отличия искусства от других форм общественного сознания

– Искусство познает мир посредством образного мышления (если действительность предстает в искусстве целостно, то сущность выступает в богатстве своих чувственных проявлений, единичных и уникальных).

– Искусство не ставит целью давать какую-либо специальную информацию о частных отраслях общественной практики и выявлять их закономерности, такие, как физические, экономические и другие. Искусство как особая специфическая отрасль духовного производства осваивает действительность эстетически, с позиций основных эстетических категорий: «прекрасного», «возвышенного», «трагического» и «комического».

– Целостно-образный и эстетический принципы художественного сознания отличают искусство от морали.

1) общественно-преобразующая – оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества;

2) художественно-концептуальная – анализирует состояние окружающего мира;

3) воспитательная – формирует личность, чувства и мысли людей; воспитывает гуманистические качества человеческой личности;

4) эстетическая – формирует эстетические вкусы и потребности человека;

5) утешительно-компенсаторная – восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности;

6) предвосхищения – предвосхищает будущее;

7) внушающая – воздействует на подсознание людей, на человеческую психику;

8) гедонистическая (от греч. наслаждение) – доставляет людям удовольствие; учит людей относиться к миру позитивно, смотреть в будущее с оптимизмом;

9) познавательно-эвристическая – отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке;

10) синтезирующая – является сокровищницей образов и символов, в которых выражаются значимые для человека ценности;

11) коммуникативная – связывает людей вместе, служит средством общения и коммуникации;

12) рекреационная – служит средством отдыха, освобождением от повседневных трудов и забот.

Основной категорией искусства является художественный образ. Художественный образ – часть или компонент произведения искусства; способ бытия произведения искусства, взятого в целом. Неразрывная связь художественного смысла с материальным, чувственным воплощением отличает художественный образ от научного понятия, абстрактной мысли. Смысл, составляющий содержание художественного образа, создается художником в расчете на то, что он будет передан, доступен другим. Материальная чувственно воспринимаемая форма (зрительная и звуковая) предоставляет такую возможность и выступает в функции знака.

Под знаком понимается любое материальное явление, создаваемое или используемое с целью передать с его помощью какую-либо информацию. Это изобразительные, выразительные, словесные и условные знаки. Особенностью художественных знаков является то, что независимо от того, что они изображают, выражают или обозначают, они сами по себе всегда должны вызывать эстетическое наслаждение. Духовное содержание художественного образа может быть трагичным, комичным и т. п., но впечатление от его знаковой материальной формы представляет переживание прекрасного, красоты. Знаковая форма художественного образа подчиняется не только коммуникативному и эстетическому принципу, но и психологическому требованию привлекать, удерживать и переключать внимание зрителя и слушателя.

1) по количеству использованных средств: а) простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка); б) сложные, или синтетические (балет, театр, кино);

2) по соотношению произведения искусства и реальности: а) изобразительные, изображающие действительность, копируя ее (реалистическая живопись, скульптура, фотография); б) выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка);

3) по отношению к пространству и времени: а) пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура); б) временные (литература, музыка); в) пространственно-временные (театр, кино);

4) по времени возникновения: а) традиционные (поэзия, танец, музыка); б) новые (фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства;

5) по степени применимости в быту: а) прикладные (декоративно-прикладное искусство); б) изящные (музыка, танец).

В пространственных искусствах выделяют три рода: станковые (станковая живопись, станковая графика и т. п.), монументальные (монументальная скульптура, стенная живопись и др.) и прикладные (типовая массовая архитектура, малая пластика, миниатюрная живопись, промышленная графика, плакат и др.).

В словесно-временных искусствах различают три рода: эпос (роман, поэма и др.), лирика (стихотворения и др.) и драма (различные пьесы и др.).

Виды искусства – это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства – звук, цвет, телодвижение, слово и т. д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности – роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.

* Первичной формой искусства был особый синкретический (нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно музыки, или литературы, или театра. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.

* Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Основные роды литературы: драма, эпос и лирика. Жанры: трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т. д.

* Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры: опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т. п.

* Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные, современные танцы, балет. Направления и стили танца: вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.

* Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой, анималистический (изображение животных), исторический.

* Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т. д. Архитектурные стили: готика, барокко, рококо, модерн, классицизм и т. п.

* Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение); по размеру: станковая, декоративная, монументальная.

* Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, – посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.

* Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т. д.

* Цирк – зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на специальной арене: акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и пр.

* Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам: кинокомедия, драма, мелодрама, приключенческий фильм, детектив, триллер и т. п.

* Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств – оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.

* Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства – драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т. д.

К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т. д.

В разные эпохи и в разных художественных направлениях границы между жанрами бывают более строгими (например, в классицизме), в других – менее (романтизм) или даже условными (реализм). В современном искусстве наблюдается тенденция отрицания жанра как устойчивой формы художественного творчества (постмодернизм).

Истинное искусство всегда элитарно. Истинное искусство, как сущность религии и философии, открыто для всех и создается для всех.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

1.14. Искусство
Искусство 1) в узком смысле – это специфическая форма практически-духовного освоения мира; 2) в широком – высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).Искусство –

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство

Жанры живописи
Жанры живописи (франц. genre — род, вид) — исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения.Батальный жанр (от франц. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства,

Театральное искусство

19. ИСКУССТВО
Искусство – отражение окружающего мира в художественных образах. С помощью искусства художник или скульптор передает свои замыслы и переживания.Предмет искусства – человек, его взаимодействие с окружающим миром и обществом. Произведение искусства –

Искусство
Искусство — творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.
Искусство не требует признания его произведений за действительность.
Владимир Ленин
Искусство исполняет, между прочим, задачу консервирования, а также некоторого

ИСКУССТВО
– термин, используемый в двух значениях: 1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела; 2) творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, шире эстетически-выразительных форм. Понятийный статус И.

Искусство вычеркивания

Писательство – это искусство вычеркивания.
Юлиан Пшибось (1901–1970), польский поэт

Работа пера не менее серьезна, когда оно стирает написанное.
Квинтилиан (ок. 35—ок. 96), римский учитель красноречия

Сокращать книги – значит удлинять читателю

ИСКУССТВО И МЫ

ИСКУССТВО И МЫ
Искусство не могло бы жить даже без того человека, который мог бы обойтись без искусства.Станислав Ежи Лец (1909–1966), польский поэт и афорист* * *Душа есть только у искусства, а у человека ее нет.Оскар Уайльд (1854–1900), английский писатель* * *Искусство любят те,

Искусство нравиться. Искусство общения

Искусство нравиться. Искусство общения
См. также «Пиар» (с.178); «Работа с людьми. Работа в команде» (с.307)Самое полезное из всех искусств – искусство нравиться.Филип Честерфилд (1694–1773),английский дипломат и писательНадо полагать, что если у человека разумного нет желания

-Как вы думаете, какие виды искусства
возникли раньше других?
-Как вы думаете, какие виды искусства
важнее других?

Виды образования.

  • Дошкольное образование (ясли и детский сад).
  • Общее образование (школа):
    начальное (1-4 класс школы);основное (5-9 класс);среднее (10-11 класс).
  • начальное (1-4 класс школы);
  • основное (5-9 класс);
  • среднее (10-11 класс).
  • Профессиональное образование:
    начальное (ПТУ, профессиональный лицей);среднее (техникум, колледж);высшее:
    бакалавриат (I-IV курс вуза);специалитет (V курс);магистратура (V курс).послевузовское:
    аспирантура;докторантура.
  • начальное (ПТУ, профессиональный лицей);
  • среднее (техникум, колледж);
  • высшее:
    бакалавриат (I-IV курс вуза);специалитет (V курс);магистратура (V курс).
  • бакалавриат (I-IV курс вуза);
  • специалитет (V курс);
  • магистратура (V курс).
  • послевузовское:
    аспирантура;докторантура.
  • аспирантура;
  • докторантура.

Система образования в России продолжает совершенствоваться и развиваться. За этим развитием государство следит на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Расходы федерального бюджета на образование также значительно выросли: от 18,5 миллиардов рублей в 1997 году до 500 миллиардов рублей в 2014 году.

В 2011 году, по уровню чтения и понимания текста учениками начальной школы, Россия заняла второе место среди стран мира. В большинстве остальных исследований образования Россия входит в десятку лучших стран. МГУ занимает 25е место в рейтинге лучших университетов мира. Напоследок можно еще отметить, что Россия занимает первое место по доле граждан, имеющих высшее или среднее специальное образование (53,5%), обойдя Канаду, Японию, Израиль и США.

Обществоведение 10 класс
Искусство
Марков И.В. , учитель истории и обществоведения
ГУО «СШ № 52 г. Гомеля»

План урока
1.Сущность и виды искусства.
2.Воздействие искусства на
духовный мир человека.
3.Эстетическое отношение к миру.
4. Сферы эстетической
деятельности.
5.Итоги.

Виды искусства:
1. Исторически сложившиеся
2. Устойчивые формы творческой
деятельности,
3. Различающиеся по способам
материального воплощения
художественных образов: скульптура,
живопись, графика, киноискусство,
литература, музыка, архитектура,
прикладное искусство.
с. 198

Прекрасное — это центральное понятие в
эстетике. Все другие её понятия так или
иначе соотносятся с прекрасным.
Прекрасное – явления,
обладающие высшим
совершенством,
бесспорной эстетической
ценностью.

Эстетический вкус — это способность
человека на основании возникающего
чувства удовольствия или
неудовольствия отличать прекрасное от
безобразного в искусстве и
действительности, давать эстетическую
оценку различным явлениям, предметам,
событиям.

Эстетика
называют одну из философских
дисциплин, которая изучает отношение
человека к миру на основании
представлений о прекрасном и безобразном,
возвышенном и низменном и т. д.
(эстетические категории).

Домашнее задание
§ 23, вопросы, таблица
Рассуждение по высказыванию
Л. Н. Толстого на с. 197

2.Воздействие искусства на духовный мир человека.

Искусство:
1. Род человеческой
деятельности;
2. Выраженный в различных
художественно-образных
формах отображения
действительности.

3.Эстетическое отношение к миру.
с. 200
Эстетикой называют одну из философских
дисциплин, которая изучает отношение
человека к миру на основании представлений
о прекрасном и безобразном,
возвышенном и низменном,
трагическое и комическое
и т. д.
эстетические категории

Художественный образ —
это созданное автором
и доступное восприятию
с помощью органов чувств
явление, которое выражает
те или иные стороны
жизни исходя из
субъективных позиций
его создателя.
«Глаз как шар»
Одилон Редон

Благодаря искусству
-возможность как бы прожить
множество разных жизней
-извлечь уроки для самого себя
-перенестись в мир образов, которые
побуждают к размышлениям, рождают
переживания, воспоминания и
предчувствия
-приобщиться к опыту, накопленному
человечеством

Художественный
образ
это созданное автором
и доступное восприятию
с помощью органов чувств
явление, которое выражает
те или иные стороны
жизни исходя из
субъективных позиций
его создателя.
«Глаз как шар»
Одилон Редон

• Трагическими предстают события на полотне Карла Брюллова
«Последний день Помпеи»

Аристотель
Способность
искусства оказывать
воздействие на
духовный мир
человека основана
на подражании
действительности
Особая роль в
литературе
принадлежит трагедии.
Цель трагедии –
катарсис (очищение
души через
сопереживание героям)

• «Предчувствие
Гражданской
войны»
• Сальвадор
Дали
Безобразное становится предметом художественного
изображения точно так же, как и другие стороны жизни.

Эстетическое отношение к миру
это его чувственное восприятие,
связанное с потребностью людей
строить жизнь в соответствии с
законами красоты, стремлением
сделать жизнь прекрасной.

Искусство:
-творчество
по законам
с. 197
красоты
(в узком смысле)
Мадонна Литта
Леонардо
да Винчи

Искусство – мастерство, умение
(в широком смысле. с. 197)

Эстетическая деятельность — это
духовная деятельность человека, которая
предполагает прежде всего создание
произведений искусства, их восприятие
и суждение о них.
Д/З: вопрос № 5 – таблица
Итоги

Хороший вкус предполагает скромность.

Система образования РФ.

Система образования в России начала складываться еще в средневековой Руси. В Х веке стали массово появляться школы и училища в Новгороде и Киеве. Славно-греко-латинская академия, появившаяся в 1687 году, стала первым высшим учебным заведением. В 1804 году указом об образовании была структурирована система образования, после чего она стала похожа на современную, кроме того, было создано два типа бесплатных школ. В дальнейшем система образования продолжала развиваться и видоизменяться.

Система образования Российской Федерации состоит из следующих компонентов:

  • Образовательные стандарты.
  • Федеральные государственные требования.
  • Образовательные программы.
  • Организации, занимающиеся образованием (школы, вузы, техникумы).
  • Работники образования (учителя, профессора).
  • Обучающиеся (студенты, школьники) и их родители (как законные представители несовершеннолетних школьников и студентов).
  • Организации, занимающиеся обеспечением образовательной деятельности и оценкой качества (например, РайОНО).
  • Общественные объединения, работающие в сфере образования (например, дворцы культуры).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *