2. Царства живых организмов. Бактерии

2. 
 Царства живых организмов. Бактерии Реш еду ру

Окружающий мир состоит из живых и неживых компонентов. Сосредоточимся на терминах, связанных с объектами живой природы.

Организмы – это любое живое существо, которое обладает всеми признаками и свойствами, отличающими его от объектов неживой природы. Все организмы имеют клеточное строение. Однако некоторые клетки – это уже организм, и такие организмы называются одноклеточными, например бактерии, археи, инфузории, амебы, эвглены зеленые и другие. Организмы, состоящие из множества клеток, называются многоклеточными. К многоклеточным организмам относится и человек, и собака, и рыба, и паук, и червяк, и лишайник, и мох, и береза.

Биология – это наука, которая изучает все живое на земле во всех ее проявлениях. Биология очень обширна, поэтому состоит из множества наук, которые объединяются в биологические науки. Например, генетика, ботаника, физиология, бактериология и множество других.

Царство – это такая таксономическая категория, которая разделяет живые организмы на большие группы. Основными царствами являются царство Растения, царство Животные, царство Грибы.

Бактерии – это такие мельчайшие одноклеточные организмы, которые не содержат ядра, имеют особое строение и выполняют разнообразные функции как в природе, так и на благо человечества (хотя часто и очень во вред человечеству).

Микроскоп – это такой прибор, позволяющий увеличивать изображение во много-много раз. Микроскопы позволяют рассмотреть то, что не может уловить человеческий глаз.

Мы уже знаем, что живых существ на Земле много и они очень разнообразны. Учёные делят живые организмы на .

Царство — это большая группа похожих живых существ.

Биологи выделяют , , и .

Бактерии — это очень маленькие живые существа.

Впервые удалось их увидеть только тогда, когда появился .

Микроскоп — увеличительный прибор, с помощью которого можно увидеть невидимые глазом предметы.

2. 
 Царства живых организмов. Бактерии

Рис. (5). Микроскоп

Бактерии — самые распространённые живые организмы. Они есть везде — в воздухе, воде, почве, в телах животных и людей. Мы можем их обнаружить высоко в небе, глубоко под землёй и даже на поверхности нашей кожи.

Вот так выглядят бактерии под микроскопом при большом увеличении.

2. 
 Царства живых организмов. Бактерии

Рис. (6). Бактерии

Некоторые бактерии могут вызывать болезни. Часто одной бактерии достаточно, чтобы серьезно заболеть. Поэтому надо регулярно мыть руки с мылом и нельзя брать грязные предметы в рот.

Но есть и полезные бактерии. Например, в кишечнике человека есть множество бактерий, которые .

Человек использует некоторые бактерии для создания кисломолочных продуктов. Если их добавить в молоко, то получатся , , , , .

Бактерии и другие мелкие живые организмы, которые видны только в микроскоп,

называют , или . Их изучает наука .

Рис. 1. Растения https://pixabay.com/images/id-1595587/ 8.06.2021

Рис. 2. Животные https://pixabay.com/images/id-959832/ 8.06.2021

Рис. 3. Грибы https://pixabay.com/images/id-3659165/ 8.06.2021

Рис. 4. Бактерии https://pixabay.com/images/id-67659/ 8.06.2021

Рис. 5. Микроскоп https://pixabay.com/images/id-219983/ 8.06.2021

Рис. 6. Бактерии https://pixabay.com/images/id-3658992/ 8.06.2021

Учебный предмет: Окружающий мир

УМК «Планета знаний»

Тема урока: «Четыре царства живой природы»

Тип урока: изучение нового материала

  • Познакомить с царствами живой природы и науками, которые их изучают.
  • Научить соотносить живое существо с царством живой природы, приводить примеры представителей каждого царства.
  • Научить отличать живые существа от неживых по существенным признакам.
  • Дать представление о среде обитания живых существ, познакомить с четырьмя средами обитания.
  • Развивать логическое мышление, умение рассуждать, обобщать, делать выводы.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Презентация «Четыре царства живой природы»
  • Карточки с заданиями для групповой работы.
  • Карточки синего, желтого, красного и зеленого цветов (4 карточки) для индивидуальной работы.

1. Организационный момент

-Ребята, посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь! Не будем терять время и с хорошим настроением начнем урок!

2. Актуализация знаний, выявление проблемы

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг.

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

-Что же такое природа?

На доске прикреплены карточки – картинки с предмерами живой и не живой природы

-Вы сказали, что природой мы называем то, что нас окружает.

Значит, всё, что мы видим на доске, объекты природы?

(-Нет! Дом и машина сделаны руками человека и не относятся к природе. Это изделия.)

-Тогда закончите определение:

(- не сделано руками человека!)

-Разделите оставшиеся объекты природы на группы.

(1. Дерево, цветок, птица, волк, гриб – живая природа.

2. солнце, облака – неживая природа.)

-Назовите признаки живых существ.

(-Живые существа дышат, питаются, растут, размножаются, стареют и умирают.)

3. Постановка учебной задачи

– Сегодня на уроке мы будем работать с объектами живой природы. А вы знаете, кто изучает живую природу?

-Да, ученые-биологи (биология в переводе с греческого означает учение о жизни). Живые существа на нашей планете очень разнообразны. Их очень много. Вот ученые и задумались, как же изучить все живые существа?

-А вы можете помочь ученым решить эту проблему?

-С чего нужно начать работу?

(- Я думаю, что сначала нужно разделить все живые существа на группы.)

-А по каким признакам мы будем это делать?

(-По строению, и чем питаются. -А я думаю, что ещё можно посмотреть, где они живут.)

– Итак, давайте наметим план наших действий.

( Разделим все живые существа на группы.)

– Правильно. Разделим все живые существа на группы по существенным признакам.

(Будем изучать каждую группу по порядку.)

4. Решение учебной задачи.

-Сегодня на уроке мы выполним только первый пункт нашего плана – Разделим все живые существа на группы по существенным признакам.

А для этого предлагаю ориентироваться по этим карточкам, работать будем в паре.

Работа по карточкам.

1.Разделите живые существа на группы.

2.Запишите каждую группу в столбик.

3. Устно объясните, по каким признакам вы это сделали.

4.Дайте название каждой группе.

(дуб, лев, мухомор, сосна, земляника, бабочка, подосиновик, папоротник, шмель, поганка, роза, масленок, корова)

(Проверка. Слушание ответов, потом сверяют по доске.

Дети зачитывают получившиеся группы, объясняют, по какому признаку, дают название группы )

-Молодцы! Вы справились с заданием. Ученые тоже не теряли время зря и тоже разделили все живые существа на группы и назвали их царствами.

-Посмотрите внимательно на схему в учебнике на с.79 и сравните её с нашей схемой. Что вы заметили?

(-У нас получилось 3 царства, а у ученых 4.)

-Какого царства у нас нет?

-Что вы знаете о бактериях?

(- Они очень маленькие, могут вызывать болезни, если не мыть руки.)

-А сейчас послушайте рассказ о бактериях, который подготовили ученики из нашего класса.

1 ученик. Бактерии – наиболее распространенная форма жизни на Земле. Это микроорганизмы, их можно рассмотреть только под микроскопом. Бактерия состоит только из одной клетки и имеют свойства как животных, так и растений. Ученые установили, что они бывают в трех формах: круглые, в виде палочек, спиралькой.

2 ученик. Кроме вредных бактерий есть полезные бактерии. Они находятся в кефире, йогурта, твороге, которые я люблю.

А в природе они выполняют роль «чистильщиков» или «санитаров» нашей планеты. Они питаются умершими организмами. Без бактерий земля покрылась бы кучей ненужного мусора, и не осталось бы места для всего живого.

-Так почему же ученые выделили бактерии в отдельное царство?

(-Это живые организмы. У них есть признаки растений и животных.)

-Правильно, молодцы, вы внимательно слушали рассказ.

-Так на какие царства делится живая природа?

– Давайте встанем и немного отдохнем.

6. Самостоятельная работа с информацией

-Сейчас мы будем работать по группам. 4 царства – 4 группы.

(таблички со словами «растения», «животные» и т.д.).

1.Найти в учебнике на с.78 как называется наука, изучающая ваше царство.

2.Какие среды обитания населяют живые существа? (с.78) В каких из них обитают живые существа из вашего царства?

Учитель следит за работой групп, при необходимости помогает.

Проверка. Отчет каждой группы.

1.Животных изучает наука зоология.

Дети высказывают свои мысли. Они могут назвать любое царство и объяснить, почему

-Ребята, подумайте и скажите: какое царство природы самое главное? (ответы детей)

-Всё в природе взаимосвязано!!! Все царства главные и участвуют в круговороте веществ. А наша задача – беречь природу!

7. Закрепление изученного материала

-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Определи царство». Я называю вам живое существо, а вы мне показываете карточку соответствующего царства. (синего цвета – грибы,

красного – животные,

зелёного – растения,

желтого – бактерии)

8. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

-Наш урок подошёл к концу.

-Что нового узнали на уроке?

-Какое задание было самым трудным? Самым интересным?

-О каких царствах вы хотели бы узнать побольше?

-Оцените свою работу на уроке. Если у вас всё получилось, скажите себе: «Молодец! И похлопайте в ладоши. А если не всё получилось, погладьте себя по голове и скажите: «У меня всё получится!»

С.78 – 79, прочитать, ответить на вопросы

Предметные УУД: ученик научится

  • называть царства живой природы;
  • приводить примеры представителей каждого царства, соотносить живое существо с царством;
  • устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе.
  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (чтение текста, слушание);
  • развитие операций мышления (сравнение, сопоставление, классификация, обобщение)
  • формировать умение определять учебную задачу на уроке с помощью учителя, удерживать учебную задачу;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
  • формирование умения договариваться о распределении функций в совместной деятельности, учитывать мнение партнера;
  • развитие монологической и диалогической форм речи.
  • формировать устойчивый интерес к изучению природы;
  • ориентировать детей на сознательное выполнение правил поведения в природе.
  • Учебный предмет: Окружающий мир
  • УМК «Планета знаний»
  • Тема урока: «Четыре царства живой природы»
  • Тип урока: изучение нового материала

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода, ИКТ)

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Тема урока: Царства живой природы.

Цель урока: сформировать понятие « природа» и « царства живой природы»

  • Образовательные: учить  детей распознавать живую и неживую природу (различие, краткая характеристика объектов живой и неживой природы, отличие от рукотворных объектов); познакомить с царствами живой природы и их типичными представителями; расширить знания детей о живой природе Земли и природе Самарского края; учить применять методы информационного поиска ( с помощью компьютерных средств).
  • Развивающие: развивать умение анализировать полученную информацию, обобщать, сравнивать, наблюдать; развивать навыки работы в паре  и группе.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к предмету;  способствовать формированию бережного отношения к природе; прививать любовь к родному краю.

Оборудование: наглядная презентация к уроку, проектор, компьютер учителя, ноутбук ученика, картинки, схемы, тесты, мультимедийный учебник « Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир».

I. Организационный момент. ( Слайд 1)

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

– Я думаю, и вы со мной в этом согласитесь, что улыбка, доброта, радость всегда помогают человеку. Так давайте, наш урок начнем с улыбки.

-Ребята, улыбнитесь друг другу.

II. Вводная часть.

( походу просмотра фрагмента фильма идет  чтение учителем стихотворения Л. Дайнеко « Природа».)

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут на нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут на нем птицы и цветы.

Веселый звон ручья,

Живешь  в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

III. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока.

1. Вхождение в тему урока

– А вы знакомы со словом « природа»? А что оно означает? ( Дети высказывают свои предположения).

-Какое слово зашифровано? ( РО ПРИ ДА) (Слайд 3)

– Тема нашего урока « Природа. Царства живой природы»

– Где можно найти значение слова « природа»? ( В толковом словаре или в Интернете).

– Давайте обратимся к словарю в Интернете, работая в паре.

-Что нужно для этого сделать? ( В поисковой системе задать слова

« природа определение» и  полученный ответ прочитать).

( Слайд 4)

– Итак, природа – это все, что нас окружает и не сделано руками человека.

– Подумайте, что из указанного у вас в карточке № 1(см. приложение), можно отнести к природе, а что создано человеком.

-Поставьте в кружочке « галочку», если объект относится к живой природе, а если этот объект создан руками человека, то кружок оставьте чистым. (Индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой в паре)

( Слайд 5)

-Оцените свою работу (красная карточка – у меня все верно, зеленая карточка – у меня получилось, но есть 1-2 ошибки, желтая – мне нужно еще постараться)

2. Постановка проблемы (Слайд 6)

– К нам в гости пришел друг природы-Лесовичок. Он живет в прекрасном домике (на магнитной доске прикреплен домик, в стороне расставлены картинки с объектами живой и неживой природы)

-Посмотрите на картину. Что художник забыл нарисовать? Мы с вами будем рисовать не красками, а уже готовыми объектами природы.

( Ученики, выходя к доске, располагают объекты природы на картине)

– Что украсило нашу картину? ( Природа)

-Вспомните, на какие группы делиться природа? ( Живая и неживая)

-Назовите объекты живой природы, а затем неживой. А мы все будем проверять.

(Использование сигнальных карточек. Красная карточка – неживая природа, зеленая – живая природа.)

– Ребята, а чем отличается живая природа от неживой? ( Работа в паре на компьютере – выделение объектов живой природы и распределение признаков живой и неживой природы)

IV.Физминутка.  Игра « Живое –неживое»

-Я называю слова. Если это объект живой природы, вы показываете, как он двигается, а если объект неживой природы – вы стоите на месте. ( Дождь, снег, ворона, мальчик, белка, листик, гора, солнце, кузнечик, гром, роза.)

V. Работа по новой теме урока

-Сегодня мы побываем в каждом из этих царств, попытаемся выяснить особенности живых существ и дадим каждому царству название. ( На доске открывается карточка с надписью « Царства живой природы»)

-Рассмотрите внимательно фотографии. Как, одним словом, можно назвать всех этих представителей живой природы? ( Животные) (Слайд 7)

-Первое царство « Животные» (открывается карточка на доске)

-Лесовичок приготовил вам задание. Посмотрите на карточку №2(см. приложение), которая находиться на ваших столах. В них картинки с представителями царства животных. Внимательно рассмотрите их и выберите тех, кто обитает в лесах Самарской области. Для этого необходимо животных, которых вы выбрали, поместить на карту Самарской области. Используйте для этого стрелочки (Слайд 8)

-А теперь проверим. Поднимите карточки зеленого цвета, если у вас так, как на слайде. В наших лесах много животных. Наша задача их охранять.

-А мы с вами отправляемся на прогулку в лес. ( Показ фрагмента фильма

« Лес осенью», под музыку Вивальди).

-Ребята, а где мы сейчас побывали? ( В лесу)

-А что мы видели? ( Деревья, кустарники, травы)

-А как их можно назвать одним словом?

-Оказывается, мы ходили в царство « Растений» (открывается карточка на доске)

VI. Физминутка для глаз.

-Давайте мы продолжим прогулку по лесу. Только будьте внимательны. Если я покажу дерево, то вы смотрите вверх, если кустарник –  вправо, если трава – влево, а если я покажу грибы – закрывайте глаза крепко. ( Слайд 8-12)

VII. Продолжение работы по теме урока

-Мы к лесной опушке вышли. Что мы видим? ( Грибы)

( На магнитной доске грибы и корзинка) Давайте соберем грибы. ( Учащиеся собирают грибы согласно стихотворению)

В лес осенней по тропинке.

Мы несем свои корзинки

Соберем грибы – опята,

Сыроежки и маслята.

В ярко красные узоры.

Рыжик прячется в листочках.

Боровик стоит на кочке.

Целый день в лесу гуляли,

Много мы грибов набрали.

-А почему мы мухомор не взяли? ( Он не съедобный)

-Дети, а какие грибы можно собирать в наших лесах?

-Догадались ли вы, в каком царстве мы побывали сейчас?

-Итак, это царство « Грибы» (открывается карточка на доске)

( Слайд 13)

– А сейчас вам предстоит путешествие в самое необычное царство. ( Показ фрагмента мультфильма « Мойдодыр»)

-Кто написал эту сказку и как она называется? (К.Чуковский,

-Почему все отвернулись и убежали от главного героя?

-Там где грязь, там и болезни. Если посмотреть через микроскоп, то можно увидеть мельчайшие живые организмы – бактерии. (Работа в паре на компьютере – рассмотрение бактерий грязи)

Именно они являются возбудителями многих болезней.

– Какие важные слова Мойдодыра нужно знать, чтобы не заболеть?

Кроме вредных бактерий есть полезные бактерии. Они используются для приготовления кефира, йогурта, творога, для выпечки хлебобулочных изделий.

-Какое же название имеет это царство?

-Это царство « Бактерии» (открывается карточка на доске)

-Вот мы и побывали в каждом из царств живой природы.

VIII.Закрепление нового материала (Слайд 14)

-Подведем итог всему изученному и составим кластер.  Карточка №3(см. приложение), Групповая работа по 4 человека. Выступление групп.

-Ребята, а можно ли увидеть на нашей картине, которую мы нарисовали в начале урока, царство бактерий?

-А какие царства живой природы можно увидеть на нашей картине? (Слайд 15)

– А теперь каждая группа побудет шифровщиком. Ваша задача внимательно рассмотреть рисунок. А затем объекты живой природы распределить на царства, записав их в нужный столбик.

Красный – царство животных

Зеленый – царство растений

Желтый – царство грибов.

( А один из учащихся проставляет фишки разного цвета на картине)

Тест (использование карточек с цифрами 1,2,3)

  • Что окружает человека
  • Что сделано руками человека
  • Что окружает человека и не сделано его руками
  • Солнце
  • Заяц
  • Облако

3.К неживой природе относится:

4. Выбери лишнее слово: белка1,   кошка 2,  подосиновик3,  снегирь 4.

IX. Итог урока, рефлексия.

– Что нового для себя вы узнали на уроке?

– Если вы все поняли, то поднимите зеленую карточку.

-Если что-то осталось непонятным, то – красную.

-Если многое еще нужно узнать и повторить, то – желтую.

Просмотр содержимого документа

«Конспект урока по окружающему миру “Царства живой природы” »

Тема урока: Четыре царства живой природы

Цель урока: формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, рефлексивных; учащимися 3 класса в предметной области «окружающий мир» по теме: «Четыре царства живой природы»

1.Организационный момент. Учащиеся поделены на 4 группы.

– Любите ли вы путешествовать? Сегодня мы будем не просто путешествовать, а наблюдать, сравнивать,делать выводы, исследовать.

– Вы готовы к такой работе? Тогда угадайте, куда мы отправимся путешествовать.

Небо светло- голубое,

Горы , воздух и листва,

Человек и время года-

Слайд 1 « Природа»

-Вспомните, на какие 2 группы делится природа? (Живая и неживая.)

( У каждой группы слова с названиями предметов живой и неживой природы. Распределить слова на 2 группы).

Солнце , камень, бабочка, лиса, дождь, снег, мальчик, карась, малина,облако, комар,небо, сыроежка, голубь, ветер, вода.

– Проверьте себя.

Слайд 2 «Проверь себя»

Слайд 3. Внимательно прочитайте следующие слова. дышат движутся питаются растут

развиваются размножаются умирают

– К объектам какой природы их можно отнести? (Живой)

– Объектом нашего рассмотрения сегодня будет именно живая природа.

Это царства живой природы.

– А вы, хотите побывать в этих царствах?

– Какой будет тогда тема нашего урока?

Слайд 4 “Царства живой природы”- без названия.

– Как вы думаете, с какой целью мы отправимся в путешествие? Что бы вы хотели узнать?

Узнать на какие царства можно разделить живую природу

Понять особенности живых существ, населяющих их

Научиться распределять живые существа по царствам на основе их признаков

Учитель: Сегодня мы побываем в каждом из этих царств, попытаемся выяснить особенности живых существ, населяющих их, а также дадим каждому царству название.

– Знания вы будете добывать самостоятельно, работая  в группах.

– Давайте вспомним правила работы в группе.

Слайд 5 « Правила работы в группе»

Работа в группах. У каждой группы на столе есть карточка с описанием какого-то царства.Группы зачитывают текст по очереди и называютцарство.

(хорошо читающие дети).

1группа. Всасывают питательные вещества при помощи корня из почвы. Неспособны активно передвигаться. Обогащают кислородом воздух и почву. Большинство представителей этого царства состоит из стебля, корня, листьев. Зеленый цвет листьям придает красящее вещество хлорофилл. Делятся на травы, кустарники, деревья. ( Растения)

Слайд 6 «Растения»

– Какие растения леса вы знаете?

– На какие группы они делятся?

– Какую пользу они приносят?

Ученые–биологи называют растения «кормильцами». Действительно, они кормят человека, животных. Но самое главное – дают всем нам, живым организмам, воздух. Они поглощают из воздуха углекислый газ и выделяют кислород.

– Какое название дадим этому царству? ( Растения)

Дополняем схему на доске «Растения»

2группа. Способны активно передвигаться. Заглатывают готовую пищу. Они сложные и разнообразные по своему строению. Делятся на зверей, птиц, насекомых и другие.

Слайд 7 « Животные»

– На какие группы делятся животные?

– В чем их отличие? (по месту обитания)

– По способу питания?

– Какое название мы дадим этому царству ? ( Животные)

Дополняем таблицу на доске «Животные»

Что же времечко проходит

В другое царство переходим.

3группа.Тело состоит из плодового тела (шляпки и ножки) и грибницы. Быстро растут. Бывают съедобные и несъедобные. ( Грибы)

Слайд 8 «Грибы»

Дополняем таблицу на доске «Грибы»

– А вы собирали грибы?

– Какие грибы есть в нашей местности?

– Все ли грибы можно употреблять в пищу? Почему?

– Как вы, думаете, в какое царство мы их определим?

ФИЗМИНУТКА . ИГРА-РЕЛАКСАЦИЯ «ДЕРЕВО»

– Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте.

– Представьте, что вы дерево.

– Ноги – корни, крепкие, устойчивые.

– Тело – ствол, ровный и гибкий, он слегка покачивается, но не ломается.

– Руки – это ветви, свободно колышутся вдоль ствола,

– Пальцы – листья, легко шелестят, слегка задевая друг друга.

– Мальчики представят себя сильным, могучим дубом,

– А девочки – стройной тонкой березкой.

– Все вместе – прекрасной ивой, склонившейся над рекой.

– У вас прекрасно всё получилось, вы уверенны в себе и спокойны.

Откройте глазки. Теперь вы опять мальчики и девочки. Садитесь на свои места.

4группа. Это царство самых маленьких организмов. Они настолько малы, что даже называются микроорганизмы, и их можно рассмотреть только под микроскопом. Состоят только из одной клетки и имеют свойства как животных, так и растений.

Слайд 9 «Бактерии»

В царстве этом житьё не худо,

Вот какое это чудо:

Только клеточка одна,

Но живёт, живёт она!

Царство бактерий (сообщение сильных учеников)

1 уч. Существует около 2000 видов бактерий, и живут они повсюду: во рту, в носу, в кишечнике всех живых существ, включая человека. Другие живут в опавших листьях, мёртвых деревьях, останках погибших животных. Бактерии живут повсюду.

Бактерии иногда называют микробами. Микробы есть в воздухе, воде, на земле, на нашем теле. Слово “микроб” произошло от двух греческих слов: “микрос”, что значит “малый”, “биос” – “жизнь”.

2 уч.Не все микробы вредные. Многие полезны. Например, с помощью молочнокислых бактерий можно приготовить ряженку, кефир, йогурт, который я люблю. А вредные, болезнетворные микробы, попадая в организм, размножаются, выделяют яды. От них возникают разные болезни.В природе бактерии выполняют роль «чистильщиков» или «санитаров» нашей планеты. Они питаются умершими организмами. Без бактерий земля покрылась бы кучей ненужного мусора, и не осталось бы места для всего живого.

– Сколько же царств, у нас получилось? Какой вывод мы сделаем?

Выводы: В природе существуют 4 царства живой природы.

Слайд 10 « Карта царств»

Эти царства хранят много тайн и загадок.

– Проверим наши предположения.

Работа с учебником.

– Откройте учебник на с.79. рассмотрите схему.

– Изучением царств живой природы занимаются специальные науки.

– Прочитайте 1 абзац на с. 78.

По одному представителю от царства выходят к доске и прикрепляют карточку к царству.

– Что означают стрелки между царствами?

– Все живые существа тесно связаны с окружающей средой и связаны друг с другом. Они участвуют в круговороте веществ.Каждое звено этого круговорота необходимо для жизни обитателей нашей земли.

Из окружающей среды они получают энергию и вещества, необходимые для жизни (воздух, воду, минеральные вещества)

Живые существа отвечают на изменения окружающей среды и приспосабливаются к этим изменениям.

Все живые существа населяют различные среды обитания.

-Узнайте, какие среды обитания населяют живые существа?

Для этого прочитайте 4 абзац текста на с. 78

– Представители, какого царства готовы отвечать?

– Чем различаются условия жизни в этих средах? Прочитайте последний абзац.

Дискуссия. А как вы думаете, какое царство главное?

– Я согласна с каждым из вас. Каждое царство можно назвать главным.

Игра «Из какого я царства?» Кто растет в лесу

Есть у них шляпки

Хоть меня не видит глаз,  Заразить могу я вас.  И холерой, и ангиной,  Насморком и скарлатиной. (вирусы)

Зверь я горбатый, А нравлюсь ребятам. (Верблюд)

Знают даже малыши Красно-белые грибы

Те, что с мухами не дружат.

Не бери ты их на ужин –

Несъедобен этот гриб,

Хоть красавец он на вид.

Называют с давних пор

Поглощает вещество, Выделяет вещество, Размножаться тоже может Маленькое существо. ( Микроб)

Я родился в день дождливый

Под осиной молодой,

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик)

Куст в овраге вырастает, Лишь дотронешься — кусает. Не цветет весной красиво. Что за куст такой? (Крапива)

Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной. А когда придёт весна, Просыпается от сна. (Медведь)

Много меньше, чем зерно И не видно глазкам, но Если в микроскоп посмотрим, То узнаем кто оно. (Микроб)

И по соснам, и по елям Быстро бегает она, Видит, шишки где поспели, Где грибная целина. (Белка)

Без меня не сваришь сыра,  И не сделаешь кефира.  Простоквашу и творог,  Приготовить я помог. (бактерии)

– Назовите представителей 4 царств, находящихся в нашем классе.(Цветы-растения, микробы- бактерии, увидеть их можем, нет только почувствовать их присутствие, если заболеем. Чтобы этого не случилось, что нужно помнить?(необходимо соблюдать правила гигиены)

Давайте вспомним, какие цели урока мы ставили?

-Узнали на какие царства можно разделить живую природу? – узнали (схема на доске)

-Узнали особенности живых существ, населяющих их? – среда обитания известна

-Научились распределять живые существа по царствам ?– да

– Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательные царства живой природы. На следующих уроках окружающего мира мы будем знакомиться с ними более подробно.

– Человек может быть счастлив только тогда, когда он живет в гармонии с природой: бережно к ней относится, заботится о ней. Тогда и природа по-доброму относится к человеку. Выходя в природу, надо помнить, что она – наш общий дом. Поэтому и вести себя на природе надо так, как у себя дома.

Молодцы. Мы достигли всех целей, которые поставили в начале урока.

Рефлексия. Прикрепите стикер к тому царству, о котором вы бы хотели узнать подробнее.

Дом. зад. Сообщение о жителе какого – либо царства.

Оцените статью
Добавить комментарий