4 курс растениеводства окружающий мир и практическая работа “Растения нашего края”. 4-й год

4 курс растениеводства окружающий мир и практическая работа "Растения нашего края". 4-й год Реш еду ру

Из этой темы учебника «Окружающий мир» четвероклассник узнает о том, что такое растениеводство и какую роль оно играет в сельском хозяйстве.

Растениеводство – важнейшая отрасль сельского хозяйства, которая обеспечивает продовольствием большую часть населения Земли. Однако эта отрасль производит и другие товары, необходимые человеку.

  • сформировать представления учащихся о растениеводстве в нашем крае;
  • познакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях;
  • развивать познавательный интерес, умение работать с гербарием, наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности;
  • воспитывать бережное отношение к природе.
  • гербарий полевых культур, муляжи овощей и фруктов, зёрна полевых культур;
  • иллюстрации растений, фотографии;
  • видеофильм «Растениеводство нашего края».

Цель: формирование представления о растениеводстве нашего края.

  • Познакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях.
  • Развивать познавательный интерес, умение работать с гербарием, наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Гербарии полевых культур, муляжи овощей и фруктов, зерна полевых культур, иллюстрации растений, раздаточный материал для опроса, мультимедийный проектор, компьютер.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЯРМАРКА.

Содержание
  1. 1) Попробуй объяснить, что такое «сорта культурных растений». Откуда они взялись?
  2. 2) С помощью учебника установи, на какие отрасли делят растениеводство.
  3. 3) Каковы особенности растениеводства в вашем крае? Подумай, как эти особенности связаны с природными условиями края.
  4. Ход урока
  5. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
  6. III. Индивидуальная работа по карточкам.
  7. Работа над новой темой.
  8. Физкультминутка.
  9. Работа по теме.
  10. VII. Закрепление изученного.
  11. VIII. Игра «Узнай растение».
  12. «Растениеводство нашего края».
  13. Домашнее задание.
  14. Практическая работа
  15. 2) Научитесь различать зёрна пшеницы, ржи, овса и других зерновых культур.
  16. Проверь себя
  17. 2) Какие полевые, овощные, плодовые, цветочные культуры выращивают в вашем крае?
  18. 3) Что нового, интересного тебе удалось узнать на уроке о сельском хозяйстве?
  19. На следующем уроке
  20. Полезные ссылки
  21. Возникновение растениеводства
  22. Виды культурных сортов
  23. Задания для домашней работы
  24. 2) Если ты живёшь в сельской местности, понаблюдай за весенними работами в поле, в огороде, в саду. Сделай фотографии. Узнай у взрослых, какая работа уже выполнена, а какую ещё предстоит выполнить. Помоги взрослым в работе по выращиванию растений. О том, что удалось узнать и сделать, приготовься рассказать в классе.
  25. 3) Побывай в теплице. Обрати внимание на то, как она устроена, какие растения в ней выращивают. Если представится возможность, познакомься с устройством парника. Чем он похож на теплицу, а чем отличается от неё?
  26. Пример презентации
  27. Работа по теме урока.
  28. Представление групп (Реклама товара)
  29. Загадки
  30. Игра. Соберите овощи в корзинки.
  31. Игра. Ребусы. Разгадай
  32. Итог.
  33. Доклад к проекту
  34. Основные отрасли
  35. Основные культуры
  36. Что растения дают людям
  37. Наше растениеводческое хозяйство
  38. Вывод
  39. 4) Выберите одну из отраслей растениеводства. Познакомьтесь с ней по учебнику и краеведческой литературе.
  40. 5) Выполните задания в рабочей тетради, относящиеся к этой отрасли.
  41. Подведение итогов

1) Попробуй объяснить, что такое «сорта культурных растений». Откуда они взялись?

Сорта — это растения одного вида, выведенные человеком. Они отличаются какими-либо качествами, нужными человеку, например, цветом, длиной, вкусом, морозостойкостью.

2) С помощью учебника установи, на какие отрасли делят растениеводство.

Растениеводство делят на четыре основные отрасли — полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.

3) Каковы особенности растениеводства в вашем крае? Подумай, как эти особенности связаны с природными условиями края.

В нашем крае, Московской области, наиболее развиты полеводство и овощеводство. Причём овощеводство в значительной степени тепличное, что обусловлено длинными зимами.

Полеводство развито из-за равнинного характера местности, и достаточно тёплого лета, позволяющего выращивать растения на полях.

  • Сформировать представление о растениеводстве в
    нашем крае.
  • Познакомить с его отраслями.
  • Расширить знания детей о растениях.
  • Развивать познавательные и творческие
    способности учащихся, умение работать в группе,
    наблюдать и делать выводы.
  • Воспитывать бережное отношение к растениям и
    природе в целом.

Оборудование: презентация в PowerPoint,
образцы некоторых видов круп и зёрен, гербарии
полевых культур, раздаточный материал для работы
в группах, толковый словарь С.И. Ожегова.

I. Организационный момент.

II. Определение темы, постановка задач.

– Обратите внимание на экран. Что интересного
заметили? (Ответы детей).
– Как думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (О
растениях).
– Как считаете, это растения дикие или их развёл
человек? Обоснуйте ответ. (Культурные растения
и их плоды).
– Подумайте, как объединить слова “растения” и
“развёл”? (Растениеводство).

(На экране появляется слово Растениеводство).

– Сегодня мы узнаем, что такое растениеводство,
познакомимся с его отраслями, примерами растений
каждой отрасли и другое.

III. Работа над новой темой “Растениеводство”.

1. Из истории растениеводства.

– Как считаете, когда и почему люди стали
разводить растения? (Высказывания детей,
обсуждение ответов).

Обобщение ответов учителем.

. В давние времена первобытный человек
занимался охотой, собирал плоды дикорастущих
растений. Успех зависел от капризов природы: то
пожар погубит деревья со съедобными плодами и
прогонит зверей, то засуха уничтожит траву,
которая давала людям зёрна и корешки. Тогда люди
и стали пробовать выращивать растения у своего
жилища. Шли годы, развивался человек,
совершенствовалось земледелие, всё
разнообразнее становились растения, которые
выращивал человек.

(При обобщении использовала материал из
поурочных разработок уроков по окружающему миру
авторов О.И. Дмитриевой и О.А. Мокрушиной).

2. Уточнение значения слова растениеводство.
Подведение к понятию, что растениеводство – это
наука.

– Как считаете, что должен знать человек, чтобы
вырастить хороший урожай? (Высказывания детей).
– Можно ли сказать, что растениеводство – это
целая наука? (Высказывания детей).
– Посмотрите, как толкует в своём словаре это
слово С.И. Ожегов.

Растениеводство – это наука о разведении
культурных сельскохозяйственных растений, а
также само такое разведение.

IV. Отрасли растениеводства.

Найти и записать в рабочую тетрадь названия
отраслей. Проверка.

(Появляются последовательно слова:
полеводство, овощеводство, плодоводство,
цветоводство).

– Подумайте, чем занимается данная отрасль.
(Высказывания детей).

Дети получают гербарии полевых растений,
образцы круп, зёрен и карточки – задания.

Работа в группах.

1 группа. Пшеница, рожь, овёс.
2 группа. Ячмень просо, кукуруза.
3 группа. Гречиха, подсолнечник, лён.

Задание: подготовить небольшое сообщение о
каждом растении, пользуясь статьёй из учебника,
гербарием, образцами круп и зёрен.

Карточка – план сообщения:

  • Название растения.
  • Что получают из каждого растения.
  • Чем отличаются зёрна.
  • Выращивают ли данное растение в нашем крае.

– Чем занимается данная отрасль?
– Какую роль в питании человека играют овощи?
– Где их выращивают?
– Как понимаете выражения “защищённый грунт”,
“незащищённый грунт?
– Какие овощные культуры знаете?

2. Слайд 6. Творческая работа.

Составить рецепт блюда из овощей. Проверка,
обмен рецептами.

VI. Продолжение работы над темой.

– Чем занимается эта отрасль?
– Какие плодовы деревья знаете?
– Какие ягодные растения знаете?

Слайд 8. Разгадать кроссворд.

1. На сучках растут шары – посинели от жары. (Слива).

Долгоножка хвалится:
– я ли не красавица?
А всего-то косточка,
Да красненькая кофточка.

4. Красненькая матрёшка, беленькое сердечко. Что
за ягода? (Малина).

Проверка. Показ муляжей.

– Какую роль играют цветы в жизни человека?

– Прекрасен и разнообразен мир цветов.

Игра “Составь букет” Групповая работа.

Из разрезанной на геометрические фигуры
открытки с цветами составить картинку. Проверка.

VII. Закрепление пройденного.

– Перечислите основные отрасли
растениеводства.

Если есть возможность, показать видеоролик
“Растениеводство края”

VIII. Итог урока. Оценивание работы каждой группы.
Выставление оценок.

IX. Домашнее задание.

С. 202 – 207 в учебнике проработать. Подготовить
вопросы по теме для ребят.

Ход урока

(Слайд 1, 2)

– Сегодня мы узнаем, как появились культурные растения, какие сорта культурных растений выращивает человек, познакомимся с отраслями растениеводства, будем учиться различать полевые культуры по их характерным признакам.

Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

– Разгадав кроссворд «Обитатели водоёма», мы узнаем, о чем будет наш разговор.

Вопросы к кроссворду:

  • Растение с плавающими на поверхности водоёма листьями и жёлтыми цветами. Занесено в Красную Книгу.
  • Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на лопатку.
  • Детёныш лягушки.
  • Растение, имеющие листья – стрелы с большими широкими наконечниками.
  • Грызун, хорошо плавает и ныряет.
  • Растение, часто называемое камышом, с мягким коричневым наконечником на стебле. (Слайды 3, 4)

– О болоте будет наш разговор. Скажите, надо ли охранять болота?

– Выполняя какие либо действия, человек всегда должен задумываться о последствиях. В природе нет ничего лишнего.

– Докажите на примерах, что водоём является природным сообществом.

– Расскажите о правилах поведения у водоёма. (Слайд 5)

III. Индивидуальная работа по карточкам.

  • К искусственным водоёмам относятся:
    а) реки, моря, океаны;
    б) водохранилища, пруды, каналы;
    г) ручьи, реки, озёра, моря;
  • Растения водоёма это:
    а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник;
    б) брусника, черника, мох;
    в) кувшинка, ряска, тростник;
  • Живым фильтром называют:
    а) головастиков;
    б) раков;
    в) двустворчатых моллюсков;
  • Строителями хаток и плотин на пресных водоёмах являются:
    а) люди;
    б) ондатры;
    в) цапли;
    г) бобры;
  • С водоёмами связана жизнь:
    а) зябликов, трясогузок, соек;
    б) цапель, уток;
    в) лебедей, тетеревов, сов;
  • Хищниками пресных водоёмов являются:
    а) жуки – плавунцы, щуки, клопы – водомерки;
    б) караси, мотыли, раки;
    в) циклопы, прудовики, головастики;

Работа над новой темой.

Слово учителя. (Слайд 6)

И, вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной тёрке перетирали зёрна, выросли колоски с такими же зёрнами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зёрнышки. Попробовали специально рассыпать зёрна – получилось, да ещё как: где упало зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зёрна рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Шли годы, развивался человек, совершенствовалось земледелие, всё разнообразней становились растения, которые выращивал человек. Вырастить хороший урожай – дело не простое, для этого много надо знать. Знать, когда пахать землю, когда сажать, поливать, что необходимо растениям для хорошего роста, когда убирать созревшие плоды.

– За разведение культурных сельскохозяйственных растений и их выращивание отвечает растениеводство. Посмотрите в словаре, как толкует слово растениеводство С.И.Ожегов? (Растениеводство – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение.) (Слайд 7)

– Растениеводство делится на несколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.

– В каждом крае растениеводство зависит от природных условий и имеет свои особенности. (Слайды 8–10)

– Как же человек сделал дикорастущие растения культурными? Он не просто выращивал растения около своего дома, а отбирал лучшие, сохранял и размножал их. Многие семьи имеют садовые участки, где выращивают овощи, ягоды, фрукты. Рассмотрим простой пример. Люди убрали картофель, и что дальше? (Картофель увозят в погреб, сортируют по размеру, отбирают на семена для посадки в следующем году)

– И не просто отбирают, а берут самые лучшие. Большой картофель никогда не оставляют на семена. Хороший хозяин, опираясь на свой опыт, заботится о будущем урожае. Над выведением новых сортов работают лаборатории и опытные станции.

– Поговорим отдельно о каждой отрасли растениеводства.

Полеводство. (Слайд 11)

– Подумайте, чем занимается эта отрасль.

Дети получают материалы гербария: пшеница, рожь, ячмень, овёс, гречиха, лён, их зёрна, зёрна кукурузы, подсолнечника, картофель. Работа проводится в группах.

Карточка – помогай-ка. (Слайд 12)

  • Название группы растений по месту выращивания.
  • Что получают из каждого растения.
  • Чем отличаются зёрна. (Слайды 13, 14)

Обсуждение: Эти растения выращивают на полях, значит, это полевые культуры. Из пшеницы и ржи получают муку и пекут хлеб. Эти растения отличаются по форме колосков, у ржи длинные, твёрдые, разные по высоте усы. Рожь выше пшеницы. Зёрна ржи и пшеницы отличаются формой, но похожи по цвету. Зёрна овса продолговатые, из них варят кашу. Гречиха отличается зёрнами коричневого цвета и необычной формой. Из неё получают гречневую крупу.

– А что получают из проса и ячменя? (Из ячменя получают перловую крупу, а из проса – пшено.) (Слайды 15, 16)

– Что получают из подсолнечника? (Подсолнечное масло и семечки) (Слайд 20)

– А изо льна? (Льняное масло) (Слайд 21)

– Это очень интересная культура. Изо льна получают льняное волокно. В старину из этого волокна ткали холсты и шили одежду.

– А картофель? (У него используют в пищу подземные части – клубни) (Слайд 19)

– Ещё из картофеля получают крахмал. Любите кисели?

– Выращиванием таких сельскохозяйственных культур занимается полеводство.

– В нашем совхозе «АгроСвет» выращивают эти полевые культуры.

Овощеводство. (Слайды 22–24)

– Чем занимается эта отрасль? (Выращиванием овощей)

– Правильно. Овощи выращивают не только на полях, но и на огородах, а ещё в теплицах. Какие овощные культуры вы знаете? (Капуста, огурцы, кабачки, морковь, свёкла, лук)

Показ муляжей и образцов культур.

– Овощи играют огромную роль в питании человека.

– Такие овощи как лук и чеснок способны убивать болезнетворные микробы, потому что они содержат фитонциды. Неслучайно их рекомендуют употреблять в пищу во время эпидемий гриппа в сыром виде. (Слайд 25)

Физкультминутка.

(Слайд 26)

Тара-тара-тара-ра!
Из колхозного двора
Выезжают трактора.
Будем сеять и пахать
Семена сажать.

Работа по теме.

Плодоводство. (Слайд 27–29)

– Плодоводство – это выращивание плодовых культур, дающих фрукты. Какие фруктово-ягодные деревья и кустарники вы знаете? (Яблоня, груша, вишня, слива, малина, смородина)

Цветоводство. (Слайд 30)

– Почему одни цветы выращивают в открытом грунте, другие – в теплицах, а третьи – в комнате? (В теплицах и комнатах цветы выращивают круглый год. А в открытом грунте выращивают растения, которые успевают отцвести до холода. Цветы бывают теплолюбивые и не очень.)

– Мир цветов поразительно красив и разнообразен. Помните, какие прекрасные цветы встретили нас 1 сентября и радовали нас своей красотой.

Работа в рабочей тетради. (Слайд 32)

С. 68 № 1,2,3.

VII. Закрепление изученного.

– Перечислите отрасли растениеводства. (Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство).

– Какие отрасли развиты в нашем крае?

VIII. Игра «Узнай растение».

– Угадай растение и назови отрасль растениеводства, которая его выращивает.

  • За кудрявый хохолок
    Лису из норки поволок.
    На ощупь очень гладкая,
    На вкус, как сахар, сладкая.
    (Морковь, овощеводство)
  • На сучках висят шары,
    Посинели от жары.
    (Слива, плодоводство)
  • Удивительное солнце,
    В этом солнце сто оконцев.
    Из оконцев тех глядят
    Сотня маленьких галчат.
    (Подсолнечник, полеводство)
  • Солнце жжёт мою макушку,
    Хочет сделать погремушку.
    (Мак, цветоводство)
  • В поле – метёлкой,
    В мешке – жемчугом.
    (Рожь, полеводство)
  • Расселась барыня на грядке,
    Одета в шумные шелка.
    Мы для неё готовим кадки
    И крупной соли полмешка.
    (Капуста, овощеводство)
  • Низок да колюч,
    Сладок да не пахуч.
    Ягоды сорвёшь –
    Всю руку обдерёшь.
    (Крыжовник, плодоводство)

– Самостоятельно дополните схему «Растениеводство» названиями культур, которые выращивает каждая отрасль.(Взаимопроверка в парах)

«Растениеводство нашего края».

– Назовите отрасли растениеводства.

Домашнее задание.

Прочитать текст, ответить на вопросы (с. 201–207).

Выполнить задание № 1, 4 в рабочей тетради (с. 68–70)

Подготовить сообщение о культурном растении нашего края.

Практическая работа

В Московской области выращивают зерновые культуры — рожь, пшеницу, овёс. Их отличительным свойством оказывается наличие колоса, в котором собраны зёрна растения.

Выращивают подсолнечник, который легко определить по цветам с жёлтыми лепестками и большим головкам. А в головках находятся семечки.

Выращивают у нас и гречиху, которую мы определим по белым или фиолетовым цветкам и треугольным листьям.

2) Научитесь различать зёрна пшеницы, ржи, овса и других зерновых культур.

Зерно пшеницы золотистое или светло-жёлтое.

Зерно ржи серо-зелёное и красно-коричневое, более мелкое чем зерно пшеницы.

Зерно ячменя серо-жёлтое, кажется грязным.

Зерно овса жёлтое, вытянутое, длинное.

Зерно проса жёлто-коричневое, очень мелкое.

Проверь себя

Полеводство, плодоводство, цветоводство, овощеводство.

2) Какие полевые, овощные, плодовые, цветочные культуры выращивают в вашем крае?

В нашем крае, Московской области, выращивают:

  • пшеница, ячмень, рожь, просо, картофель, подсолнечник.
  • огурцы, томаты, перец, лук, укроп.
  • яблоки, вишню, грушу, сливу.
  • розы, гладиолусы, тюльпаны, хризантемы, пионы, лилии.

3) Что нового, интересного тебе удалось узнать на уроке о сельском хозяйстве?

Я узнала, что сельское хозяйство делится на животноводство и растениеводство. А растениеводство состоит из четырёх основных отраслей.

Узнала, что растениеводство зависит от климатических условий нашего края.

Узнала, что такое сорта культурных растений и почему их так много.

На следующем уроке

Животноводство — одна из важнейших отраслей сельского хозяйства. Это выращивание домашних животных для нужд человека.

В животноводстве работают люди самых разных специальностей — доярка, пастух, птичница, кроликовод, овцевод, ветеринар и многие другие.

В Московской области разводят коров, коней, свиней, кроликов, кур, гусей.

Полезные ссылки

В рамках изучения предмета «Окружающий мир» рассказать о растениеводстве родного края. Найти информацию об этой отрасли сельского хозяйства и поделиться ею с одноклассниками. Рассказать школьникам о сортах растений и значении отрасли. Подготовить доклад и презентацию в виде фоторассказа.

  • Вступление.
  • Отрасли растениеводства.
  • Сорта культурных растений.
  • Значение отрасли для людей.
  • Пример растениеводческого хозяйства.
  • Вывод.
  • Пример готовой презентации.

Возникновение растениеводства

Когда-то люди всю растительную пищу получали собирательством. Это значит, что они ходили в лес и собирали там ягоды, фрукты, орехи, съедобные корешки. Однако потом люди догадались, что растения вырастают благодаря семенам, упавшим на землю. Они стали собирать эти семена и засеивать ими территорию вблизи своего дома. Так и возникло растениеводство.

4 курс растениеводства окружающий мир и практическая работа "Растения нашего края". 4-й год

Сначала люди использовали семена растений, встречавшихся в дикой природе. Но далее они стали отбирать те сорта, которые давали самый большой и качественный урожай. В результате появились культурные сорта растений, которые не встречаются в дикой природе. Считается, что первым культурным сортом стала пшеница, которую научились выращивать ещё 11 тыс. лет назад.

Заметим, что растениеводством называют не только деятельность, в ходе которой выращиваются необходимые человеку растения, но и наука об этой деятельности. Растениеводство как наука помогает понять, в каком климате и на какой почве лучше всего растет та или иная культура, как часто надо поливать растения, какие необходимо использовать удобрения и т. п.

Виды культурных сортов

4 курс растениеводства окружающий мир и практическая работа "Растения нашего края". 4-й год

Рис, гречка, пшено – пример зерновых культур

Наибольшее значение для человека имеют зерновые культуры. Отрасль растениеводства, занимающаяся их выращиванием, называется зерноводством. Важнейшими представителями зерновых культур являются:

  • пшеница;
  • рис;
  • ячмень;
  • овес;
  • рожь;
  • кукуруза;
  • гречиха.

Первоначальный продукт, получаемых из зерновых культур, называется зерном. Оно может быть непосредственно употреблено в пищу, но часто из него делает муку, а далее – хлеб. Например, белый хлеб пекут из пшеничной муки, а черный хлеб – из ржаной муки.

4 курс растениеводства окружающий мир и практическая работа "Растения нашего края". 4-й год

Чечевица, фасоль и нут – пример зернобобовых культур

Другая группа культурных растений – это зернобобовые культуры. К ним относятся:

  • горох;
  • фасоль;
  • соя;
  • чечевица.

По большей части зернобобовые культуры употребляются непосредственно в пищу.

4 курс растениеводства окружающий мир и практическая работа "Растения нашего края". 4-й год

Урожай сахарной свеклы

Следующая группа растений – технические культуры. Их название указывает на то, что эти растения используются для производства многих видов сырья. Однако многие технические культуры могут и непосредственно употребляться в пищу. Среди технических культур можно выделить:

  • Крахмалоносные культуры. Из них получают крахмал, который в свою очередь необходим для производства клея и клея. Наиболее известным представителем этого класса является картофель.
  • Сахароносные растения. Они используются для получения сахара, к ним относят сахарную свеклу и сахарный тростник.
  • Масличные культуры. Они служат источником масла. Сюда входят такие растения, как горчица, подсолнечник, арахис, соя, кунжут.
  • Прядильные культуры. Из них получают сырье для текстильной промышленности, то есть для изготовления одежды. В первую очередь это хлопок и лен.
  • Каучуконосные растения. Их этих культур получают каучук, который в свою очередь используется для получения резины. К этому типу растений относят кок-сагыз и гевею.
  • Красильные культуры. Они используются как сырье для получения различных красок. Например, куркума позволяет получать красители желтого цвета, гаргала и марена дают красный цвет, а синие краски получают из индиговеры.
  • Лекарственные растения. Из них изготавливают многие лекарства. В эту группу входят такие растения, как ромашка аптечная и боярышник.

4 курс растениеводства окружающий мир и практическая работа "Растения нашего края". 4-й год

Заметим, что растениеводство не ограничивается только выращиванием перечисленных культурных сортов растений. К нему относят ореховодство, виноградарство, бахчеводство (выращивание дыней и арбузов), овощеводство, лесоводство и много других отраслей.

Задания для домашней работы

  • — выращивание полевых культур.
  • — выращивание овощных культур.
  • — выращивание цветов.
  • — выращивание плодовых культур.

2) Если ты живёшь в сельской местности, понаблюдай за весенними работами в поле, в огороде, в саду. Сделай фотографии. Узнай у взрослых, какая работа уже выполнена, а какую ещё предстоит выполнить. Помоги взрослым в работе по выращиванию растений. О том, что удалось узнать и сделать, приготовься рассказать в классе.

Весенние работы в саду или на огороде начинаются после того, как сойдёт снег. Пока земля не прогрелась, садоводы выполняют очистку территории, белят стволы деревьев, удаляют скопившийся мусор.

Потом начинается копка земли. Она производится с помощью специальных машин — культиваторов, или вручную, лопатой.

Следующим этапом идёт изготовление грядок и удобрение почвы.

Только потом, когда земля хорошо прогрелась солнцем, можно начинать сажать растения.

В теплицу растения можно сажать гораздо раньше. Некоторые теплицы позволяют выращивать растения круглый год.

После посадки семян следует дождаться, когда они прорастут. Тогда начинается следующий этап ухода за растениями — прополка, подкормка и полив.

Я помогала своим родителям ухаживать за растениями на даче. Я сажала лук и морковь, а потом пропалывала грядки, выдёргивая сорняки, которые мешают росту культурных растений. Ещё я поливала грядки и рыхлила землю, чтобы корни растений получали больше кислорода.

3) Побывай в теплице. Обрати внимание на то, как она устроена, какие растения в ней выращивают. Если представится возможность, познакомься с устройством парника. Чем он похож на теплицу, а чем отличается от неё?

Теплица представляет собой сооружение, которое защищает растения от неблагоприятных погодных условий.

Теплица может быть очень большой, закрытой специальной плёнкой, реже стеклом. Теплицы бывают с искусственным обогревом и без подогрева.

В теплице можно ходить в полный рост. Это настоящий дом для растений, которые располагаются в теплице в несколько рядов — грядок.

В теплицы можно выращивать все овощные растения и некоторые полевые. Я видела, как выращивают огурцы, томаты, перцы, клубнику, картофель.

Парник — это тоже сооружение для защиты растений от неблагоприятных погодных условий. Но он отличается от теплицы меньшими размерами. А главное тем, что в парнике растения выращивают лишь летом, а в теплице можно снимать урожай круглый год.

Парник — это низкий короб, накрывающий грядки, закрытый плёнкой или рамами. Парник не отапливается, в нём используется лишь солнечное тепло и освещение.

В парниках выращивают огурцы, перцы, томаты, редис.

Для ухода за растениями плёнку с парника приходится снимать, а потом укладывать вновь.

Пример презентации

Чтобы посмотреть образец оформления презентации, кликните на иллюстрацию и листайте.

Звучит песня «Ярмарка» Ребята входят в класс.

Работа по теме урока.

Ребята, в какой форме пройдёт наш урок вы узнаете, отгадав ребус. (Слайд) Презентация

На ярмарку, на ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
Глянешь налево –
Лавки с товаром.
Глянешь направо –
Веселье даром.

Издавна Русь славилась своими ярмарками. Ярмарка – это весёлое представление результатов труда. Они устраивались регулярно в одном месте и одно время. Русский народ умел работать, умел и хорошо отдохнуть.Благодаря ярмаркам на Руси развивались различные народные промыслы. И сейчас, ярмарки не забыты. В нашей области и в городе проводятся традиционные ярмарки. Они проводятся в центре города по пятницам. Сегодня на уроке мы проводим ярмарку. (Пояс считался символом чести и достоинства.Пояс давался каждому ребенку при крещении)

– А что представлять на ярмарке выузнаете, выполнив задание. (Слайд)

4 курс растениеводства окружающий мир и практическая работа "Растения нашего края". 4-й год

– Как назвать одним словом?

Тема нашего урока. Растениеводство родного края.

Что называют растениеводством? (Слайд)

Растениеводство – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а так же само такое разведение.

Отрасли растениеводства (Слайд)

Работа в группах. (Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа рассмотрит материал и представит, расскажет о нём и другим группам. На нашей ярмарке действует своя денежная единица «ярмарик» Цель каждой группы – заработать как можно больше «ярмариков».)

Представление групп (Реклама товара)

Балалайка звонкая, Слайд (Стенка на стенку)
Тульский самовар!
Праздник на ярмарке –
Праздничный базар.
У нас на ярмарке раздолье:
Неси, что хочешь – все продашь.

Полеводство. Слайд Карта Кемеровской области

Учитель. В нашей области сельскохозяйственные угодья расположились в Кузнецкой котловине и северо-восточной части области. Большие площади занимают посевы зерновых культур, овощей. Для животноводства выращивают кукурузу на силос, корнеплоды.

Рожь. Возделывается рожь, как культурное растение, около 2000 лет. В старые времена и вплоть да нашего времени белый пшеничный хлеб ели только по праздникам, а повседневно питались черным ржаным хлебом. В состав ржаного зерна входят:

  • витамин Е,
  • витамины группы В,
  • витамины А,

Овес – яровой злак, зерна которого обычно идут на корм лошадям и на крупу. Родина овса культурного – Монголия и Северный Китай. Легенда рассказывает, что жил когда-то удивительный богатырь, которому не было равных в силе. Один на один вступал он в битву с дикими зверями и страшными чудовищами. И побеждал их. А звали богатыря – Геркулес. Кушайте кашу из овсяных хлопьев и будете сильными и здоровыми.

Гречиха. Родиной гречихи считаются Гималаи. По преданию около 4 тыс. лет назад горные жители распробовали, что маленькие зеленые “пирамидки” – семена местной горной травы пригодны для употребления в пищу и стали готовить из них еду. В гречке содержится масса необходимых организму веществ: жиры, белки, углеводы, витамины,

– Для чего выращивают зерновые культуры?

Обратимся к выставке. На ней представлены продукты ,которые производят из муки. (Кадры)

Овощеводство (Слайд) (Обратимся к выставке

На ней представлены овощи с огорода)

Учитель. Овощи играют огромную роль в питании человека, поэтому больше старайтесь употреблять свежие, вымытые овощи. Такие овощи как лук и чеснок способны убивать болезнетворные микробы, потому что они содержат фитонциды. Их рекомендуют употреблять во время эпидемии гриппа. Конечно экологически чистые овощи вырастишь у себя на огороде. Недалеко от нашего города раскинулись фермерские угодья, где выращивают овощи.

В России картофель появился позднее, в конце 17 века, предполагают, что Петр I сам отправил мешок картофеля из Голландии в Россию. Сейчас картофель выращивают даже за Полярным кругом. В нашей области выращивают картофель на фермерских полях.

В настоящее время известно несколько сот сортов помидоров.После картофеля помидоры – самая распространённая культура. В России их выращивают в открытом и защищённом грунте почти повсеместно. Так «заморский плод» стал излюбленным овощем многих людей.

Свёкла – древний овощ, как полагают, родом из Средиземноморья. У персов это растение считалось символом ссоры и сплетен. А вот в Древнем Риме она пользовалась большим почётом.
Это растение с толстым мясистым корнем. 14-15 веках свёклу завезли в Россию. Из красной свёклы готовят борщ, винегрет. Из сахарной свёклы получают сахар.

Что же касается ее целебных свойств, то еще древнегреческие врачи считали капусту необычайно полезной и советовали включать в детское питание.
Знаменитый древнегреческий философ и математик Пифагор утверждал, что капуста придает организму крепость, бодрость, снимает усталость, устраняет головные боли и бессонницу

Ягоды малины, кроме отменного вкуса, обладают ценными лечебными свойствами и широко используются в медицинских целях. Они характеризуются высоким содержанием витаминов.

Земляника. Начало культуры земляники относится к XIV в. Впервые ее начали разводить в садах Франции. Затем она распространилась в садах Англии, Голландии и других стран Европы, где выращивали ее дикие виды.Лечебные свойства земляники обеспечивают биоактивные вещества – витамины, микроэлементы, растительные антибиотики.

Недалеко от нашего города на территории Прокопьевского района расположились поля ягодного хозяйства. Там выращивают клубнику, смородину, малину и другие культуры. Обеспечивают население.

– Для чего необходимо выращивать фруктово-ягодные деревья и кустарники? (Заготавливают впрок в виде компотов, варенья, сушат , замораживают) Но больше всего витаминов в свежих ягодах, фруктах.

Летом наш город буквально расцветает на глазах. В районе шахты №12 расцветают пионы. Позднее высаживают бархатцы, портулак.

Выращивание цветочных культур для озеленения районов города занимается «Зеленхоз». (Слайд)

– Для чего выращивают?

Мы выращиваем цветы у подъездов домов , на садовых участках. Поэтому, когда бываете в лесу, старайтесь любоваться его красотой. Не набирайте охапки цветов. Помните, они нужны обитателям леса.

Бубны, румбы, трещотки, ложки.(Слайд)
Кто хочет поиграть немножко?
Становись в ряд, выбирай подряд.
Красиво – приятно, а для всех занятно.

Загадки

(Выходит группа и продаёт свой товар, отгадавшие загадки получают «ярмарики»)

Что за две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливается,
Две недели подсыхает?
(Рожь)

С неба
Солнце золотое
Золотые льют лучи
В поле дружною стеною
Золотые усачи.
(Пшеница)

Белая беляна
По полю гуляла,
Домой пришла,
В сусек легла.
(Мука)

Игра. Соберите овощи в корзинки.

Для групп раздаются конвертики , в них картинки. Выбрать только овощи. Чья команда быстрее справилась, та и получает «ярмарики»

Игра. Ребусы. Разгадай

4 курс растениеводства окружающий мир и практическая работа "Растения нашего края". 4-й год

Угадай, о каком цветке идёт речь.

Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
Ответ: Ирис – ирИс

Итог.

Испокон веков человек связан с природой неразрывными узами, его окружает богатый и разнообразный мир растений. За долгий период человеческой цивилизации из числа наиболее полезных для него растений образовалась группа так называемых культурных растений, которая в настоящее время насчитывает около 1500 наименований. Многие из них являются жизненно необходимыми для всего населения земного шара, они сопутствуют нам в повседневной жизни, и потому кажутся совсем обычными.

Доклад к проекту

Отрасль сельского хозяйства, которая занимается возделыванием культурных растений называется . Она появилась в очень древние времена, когда первобытные люди обнаружили, что семена съеденных растений, попав в землю, начинают прорастать и превращаются в настоящие растения. Это открытие заставило первобытных людей перейти от собирательства к выращиванию нужных плодов, то есть положило начало становлению растениеводства.

Основные отрасли

Сейчас растениеводство представляет собой целую науку, направление развития сельского хозяйства, поделённое на множество более мелких отраслей.

В зависимости от того, производством какого вида культурных растений занимается та или иная отрасли, они и получили свои названия.

Так растениеводство делят на четыре основных отрасли. Это полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.

состоит в выращивании зерновых, бобовых, масличных культур на полях.

занимается выращиванием огурцов, томатов, капусты, морковки и прочих овощей.

специализируется на выращивании плодовых деревьев, то есть фруктов.

соответственно занимается выращиванием цветов.

Есть множество иных отраслей и подотраслей, специализирующихся на своих конкретных растениях.

Основные культуры

Рассмотрим более подробно, какие именно растения стали культурными, то есть начали выращиваться человеком для удовлетворения своих нужд.

Прежде всего, это зерновые растения. К ним относятся пшеница, ячмень, рожь и некоторые другие сорта. Они дают нам хлеб и служат кормом для скота. Зерновых традиционно выращивают больше всего и они считаются основой экономического благополучия страны. Кстати, рис тоже является зерновой культурой.

Далее идут бобовые растения. Это горох, фасоль, бобы, соя. Эти культуры используются для приготовления различных блюд, также отличаются сытностью и прекрасными вкусовыми качествами.

Важную роль играют корнеплоды. Это морковь, свёкла, картофель, репа. Все они используются в пищу и являются основой русской традиционной кухни.

Выделим также сахароносные сорта: свёклу и каучук; технические культуры: лён, хлопок, горчица; бахчевые: арбузы и дыни; масличные: подсолнечник, кунжут, роза, олива.

Есть многие другие виды полезных растений, ведь царство флоры очень богато и любой его представитель приносить пользу.

Что растения дают людям

Каждая отрасль растениеводства приносит людям свою особенную пользу.

Например, как мы уже говорили выше, зерновые и бобовые растения дают нам пищу. И большая часть других растений также выращиваются для употребления в пищу. Но не все.

Польза от растений может оказаться намного больше. Они дают людям ткани, например, лён или хлопок, из которых шьётся одежда. Они дают нам сахар, чай, кофе. Есть культуры, которые называют каучуконосами. Из них добывают самый настоящий каучук.

Огромную роль для животноводства играют кормовые травы: вика, клевер, тимофеевка. А ведь их выращиванием занимается луговодство, одна из отраслей растениеводства.

И, наконец, значительная часть как культурных, так и дикорастущих растений отличается наличием лекарственных свойств. Их используют для лечения, причём как в народной медицине, так и в традиционной.

Наше растениеводческое хозяйство

В нашем крае растениеводство развито очень хорошо. Значительная часть территории региона отдана под сельскохозяйственные поля. На них выращивают зерновые и бобовые культуры, картофель, кукурузу, подсолнечник.

Также огромные площади отданы под кормовые травы, сенокосы и выпасы.

Мы в школе также занимаемся разведением культурных растений. У нас есть несколько грядок, на которых растут различные овощи. Это томаты, огурцы, лук, морковка. Выращиваем мы и пряные травы: укроп, мяту, эстрагон.

Кроме того, вокруг всей школы разбиты прекрасные клумбы с яркими цветами. За ними ухаживают наши цветоводы. Они растят гвоздики, бархатцы, пионы, тюльпаны, розы и многие другие цветы.

Таким образом, в нашей школе представлены такие отрасли растениеводства как овощеводство и цветоводство.

Труд растениевода очень тяжёл, но важен. Ведь за растениями нужно постоянно ухаживать, поливать, подкармливать, удобрять, уничтожать вредителей. Только после этого можно рассчитывать на хороший урожай.

Вывод

Растениеводство является одной из важнейших отраслей всего сельского хозяйства. Она заключается в выращивании различных культур для нужд человека. Она является также и основой экономики, ведь её продукты нужны для питания людей и животных. Труд людей, работающих в этой отрасли, очень важен, хотя и труден. А поэтому мы должны их уважать и гордиться их достижениями.

4) Выберите одну из отраслей растениеводства. Познакомьтесь с ней по учебнику и краеведческой литературе.

Это выращивание овощных культур. В нашей области развито как тепличное овощеводство, в закрытом грунте, так и полевое, в открытой земле.

Овощи необходимы каждому человеку, потому что содержат много витаминов, и приносят пользу здоровью.

5) Выполните задания в рабочей тетради, относящиеся к этой отрасли.

Примеры овощных культур, выращиваемых в Московской области:

Капуста, томаты, огурцы, лук, перец, чеснок, морковь, кабачки, тыквы, репа, редис, баклажаны.

Подведение итогов

Значение растениеводства в жизни человека невозможно переоценить, так как оно дает пищу миллиардам жителям Земли. Но также благодаря нему мы получаем сырье, из которого изготавливаются лекарства, одежда, красители, резина и многие другие ценные товары.

4 курс растениеводства окружающий мир и практическая работа "Растения нашего края". 4-й год

Спрашивай! Не стесняйся!

Не все нашли? Используйте поиск по сайту

Оцените статью
Добавить комментарий