Инструктивные материалы по работе на платформе РЭШ

ДИАГНОСТИКА
по функциональной грамотности 2022 года

Рекомендации по проведению стартовой диагностики функциональной грамотности обучающихся

Реестр вопросов-ответов участников совещания 28.01.2022 «Организация участия российских школьников в исследовании PISA-2022»

Инструктивные материалы по работе на платформе РЭШ

Подробнее о проекте по формированию функциональной грамотности школьников

Приоритетной целью государственной образовательной политики является вхождение Российской Федерации в десятку лидеров стран по качеству общего образования. Одним из направлений выступает формирование в системе общего образования функциональной грамотности обучающихся. Цель проекта – обеспечить информационно-методическую, научную поддержку региональных систем образования по формированию функциональной грамотности школьников.

с 2021 года по 2024 год

Путем организации и проведения еженедельных методических семинаров для созданных в субъектах РФ региональных команд по формированию и оценке функциональной грамотности школьников.

Задача по обеспечению организационно-методического сопровождения и координации деятельности субъектов РФ по включению методологии и методического инструментария формирования и оценки функциональной грамотности школьников в региональные системы повышения квалификации и методической поддержки педагогов возложена на ФГБНУ “ИСРО РАО”

Команда ключевых специалистов по направлениям функциональной грамотности

Инструктивные материалы по работе на платформе РЭШ

Ковалева Галина Сергеевна

Руководитель проекта, кандидат педагогических наук, заведующий Центром оценки качества образования ФГБНУ ИСРО РАО, национальный координатор международных сравнительных исследований PISA (1988-2018), TIMSS (1992-2020), PIRLS (2000-2017)

Инструктивные материалы по работе на платформе РЭШ

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра оценки качества образования ФГБНУ ИСРО РАО, руководитель центра развития АО “Издательство „Просвещение””, эксперт международного исследования PISA-2021 по креативному мышлению

Инструктивные материалы по работе на платформе РЭШ

Рослова Лариса Олеговна

Кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией математического общего образования и информатизации ФГБНУ ИСРО РАО, эксперт по математической грамотности международного исследования PISA-2021 и международного исследования TIMSS-2015, TIMSS-2019

Инструктивные материалы по работе на платформе РЭШ

Пентин Александр Юрьевич

Кандидат физико-математических наук, заведующий лабораторией естественнонаучного общего образования ФГБНУ ИСРО РАО, эксперт международных исследований PISA и TIMSS

Инструктивные материалы по работе на платформе РЭШ

Коваль Татьяна Викторовна

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования ФГБНУ ИСРО РАО, эксперт международного исследования PISA-2021 по глобальным компетенциям

Инструктивные материалы по работе на платформе РЭШ

Сидорова Галина Александровна

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра оценки качества образования ФГБНУ ИСРО РАО, национальный координатор международного исследования PIRLS-2021, эксперт по читательской грамотности международного исследования PISA-2018, PISA-2021

Инструктивные материалы по работе на платформе РЭШ

Рутковская Елена Лазаревна

Руководитель группы, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории социально – гуманитарного общего образования ФГБНУ ИСРО РАО, эксперт международного исследования PISA по финансовой грамотности с 2012 по настоящее время

«Формирование математической грамотности посредством заданий Российской электронной школы»

Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, финансовая и гражданская грамотности и многое другое. Заказ общества – на всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученные знания, быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в мире и окружающей среде. Поэтому сегодня основной задачей школы является формирование у обучающегося функциональной грамотности.

Одним из ее видов является математическая грамотность.

Математическая грамотность является необходимым элементом культуры, социальной, личной и профессиональной компетентности.

Во-первых, любая деятельность содержательна. Поэтому математическая грамотность определяется и тем знаниевым компонентом, который отражен во ФГОС для каждой ступени обучения. Она предполагает владение обучающимися определенным уровнем информации, а именно знанием фактов, алгоритмов, определений понятий, теорем.

Во-вторых, деятельность предполагает владение различными способами, методами, действиями. А это значит, что у обучающихся необходимо формировать умения оперировать знаниями, пользоваться математическими понятиями, теоремами, алгоритмами.

В-третьих, математическая грамотность должна формироваться в контексте формирования функциональной грамотности. А именно, у обучающихся необходимо формировать опыт по применению математических знаний в решении реальных и близких к ним проблем. Решение проблем, близких к реальности, с использованием математики, важно для понимания обучающимися ее роли в повседневной жизни.

В своей работе я использую ресурс «Российская электронная школа».

Это мощный удобный электронный ресурс – начав его использовать, я поняла как это удобно, сколько труда было вложено коллегами, чтобы оказать огромную помощь учителю, ученику и родителям в освоении школьной программы.

Здесь есть все для успешной работы: рабочая программа по каждому предмету, календарное и тематическое планирование, конспекты уроков, упражнения и проверочные задания по темам.

Содержание вложенных дидактических и методических материалов полностью соответствует федеральным государственным образовательным стандартам и примерным основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Не секрет, что современные дети проводят за компьютерами и мобильными устройствами по несколько часов в день. Наша задача направить их деятельность в правильное русло, использовать умные ресурсы. Грамотное применение компьютеров в обучении, конечно, способствует активизации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию к занятиям у большинства учащихся, позволяет увеличить объём получаемой информации, систематизирует мышление.

На сайте профессионально для учеников и учителей подобранны интерактивные уроки и дополнительные материалы электронной школы, они способствуют повышению качества их знаний.

Используя РЭШ, мы можем не беспокоиться по поводу неусидчивости ребёнка или пропущенных из-за болезни уроков: у каждого ученика есть возможность посмотреть интерактивный урок столько раз, сколько нужно, чтобы усвоить материал.

Комплексный подход к обучению будет способствовать успешному освоению школьной программы учениками и позволит добиться высокой успеваемости.

При отборе содержания заданий учитывается каждая основная тема традиционного школьного курса математики: числа, измерения, оценка, алгебра, функции, геометрия, вероятность, статистика, элементы теории чисел.

В рамках этих тем значительное внимание уделено ряду вопросов, имеющих высокую практическую значимость (измерение геометрических величин, оценка, проценты, масштаб, интерпретация диаграмм и графиков реальных зависимостей, вероятность, статистические показатели и др.).

Обучающиеся 5-6 классов могут соответствовать 1-2 уровню функциональной грамотности. В 7-м классе работа по овладению математической грамотностью продолжается: изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание уделяется текстам публицистического стиля. Задания к упражнениям усложняются:

  • развивать умение графической культуры, работы со свойствами функции, диаграммами и графиками; умение читать свойства функций по графикам, формулировать признаки и их чтение;
  • развивать умение геометрической грамотности, понимание свойств геометрических фигур, анализировать данные задач;
  • формировать умение пространственного воображения;
  • формировать умение работы с таблицами, соотносить данные по тексту;
  • формировать умение работы с научно-популярными текстами, находить в них новую информацию и анализировать ее, умение работать с кейсами в группах;
  • формировать умение интерпретировать знания, полученные из нескольких источников, строить свои рассуждения, опираясь на полученные знания.

В 8 классе учащиеся продолжают работу по отработки данных навыков. Они могут достичь уровней 3-5 функциональной грамотности, продолжая выбранную деятельность:

  • демонстрировать навыки четко описывать предлагаемую структуру задания, работать по схеме (алгоритму), добавляя условия некоторых ограничений;
  • уметь разбирать более сложные ситуации по конкретным алгоритмам;
  • демонстрировать умения аргументировать свои высказывания, выстраивать рассуждения по теме задания, приводить доводы и задавать вопросы оппонентам.

Учащиеся 9-10 классов совершенствуют навыки функциональной грамотности, соответствуя 6-7 ее уровням:

  • демонстрировать навыки разрабатывать сложные модели реальных ситуаций, умение работать с кейсами в группах;
  • уметь аргументировано высказывать свои суждения, составлять задания по тексту, задавать вопросы оппонентам;
  • уметь работать со сложными научными текстами, выделять из них основную идею и применять знания на практике.

О преимуществах РЭШ для родителей и школьников

В формате обучающих видеороликов, компьютерной графики и других телевизионных «хитростей-премудростей» уже отснято немало интереснейшего материала — ярких, впечатляющих, запоминающихся. Вся информация, опубликованная на платформе РЭШ, полностью отвечает духу времени и потребностей современных «продвинутых» школьников, предпочитающих компьютерные игры, а не печатные учебники.

Вот и первое, очевидное преимущество электронной школы — интересная форма подачи учебного материала.

То есть, второе преимущество электронной школы — системное усвоение учебного материала.

Третьим преимуществом электронной школы является дистанционная форма обучения и возможность получать образование по индивидуальному расписанию.

Не секрет, что восприятие информации во многом зависит от возраста школьников — то, что могут понять старшеклассники недоступно пониманию учеников младшей школы, а то, что с удовольствием изучают младшеклассники, вызывает скуку у ребят постарше. При разработке РЭШ учли этот аспект:

для учеников младшей школы идеально подойдет наглядный видеоматериал, способный привлечь внимание малышей; для учеников средней школы лучше всего использовать тренировочные и интерактивные задания; для учеников старшей школы наиболее эффективными будут контрольные задания, позволяющие лучше подготовиться к ЕГЭ,ОГЭ, ВПР, PISA и различные конкурсы и олимпиады

Таким образом, четвертым преимуществом электронной школы можно назвать универсальность и многофункциональность.

Учитывая, что в реализации нового проекта участвуют лучшие педагоги страны, а материал для каждого видео-урока отбирается из всех доступных и достоверных источников, можно говорить и о высоком качественном уровне электронного обучения.

РЭШ — помощь учителю Классическая форма обучения пока не отменяется, и учителям по-прежнему нужно готовиться к каждому уроку: составлять поурочные планы, писать конспекты, подбирать иллюстрации и т.д. Российская электронная школа существенно облегчает эти задачи. Педагоги, которые уже пользуются данным образовательным порталом, отмечают, что благодаря РЭШ у них появилась возможность быстро и легко корректировать учебные планы и формировать методологическую и методическую базу занятий. Простая навигация и круглосуточная доступность портала позволяет педагогам существенно экономить свое время и делать работу в любое время и в любом месте. Поскольку на портале представлено огромное количество разнообразного и качественного иллюстрированного материала, учителя получили возможность делать программу обучения более насыщенной и разнообразной. Они могут по собственному усмотрению комбинировать разные презентации, конспекты, тесты и сценарии. Появление РЭШ заметно облегчило педагогам и работу с отстающими от программы детьми: если школьник пропустил занятие или не усвоил материал в классе, то учителю достаточно просто отправить ученику ссылку на нужный урок, и он сможет самостоятельно изучить его дома. По достоинству оценили новый образовательный портал и молодые специалисты, для которых мастер-классы от ведущих педагогов из разных регионов России являются хорошим подспорьем в работе и неисчерпаемым источником творческого вдохновения. Нельзя не сказать и о том, что РЭШ — это интерактивный портал. Здесь учителя могут обсудить формы и методы работы, получить профессиональный совет и обмениваться опытом с коллегами из всех уголков страны. Суммируем итоги Электронная система обучения еще находится в стадии разработки и усовершенствования, но первые пробы доказывают ее эффективность и полезность для всех участников образовательного процесса. Остается только уделить больше внимания популяризации этой современной формы обучения. Причем заниматься популяризацией электронной школы должны не только представители соответствующего ведомства, но и СМИ, педагоги и просто наиболее активные члены российского общества. Возможно, в скором будущем именно так и будет выглядеть обычная общеобразовательная школа — урок в домашней одежде на удобном диване, по индивидуальному плану. Но пока ученикам, их родителям и учителям предстоит научиться рациональному подходу к обучению и, максимально эффективному использованию современных технологий.

Оцените статью
Добавить комментарий