Окружающий мир 3 класс 1 часть. Органы чувств стр. 126 – 129

Окружающий мир 3 класс 1 часть. Органы чувств стр. 126 – 129 Реш еду ру

Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает, что такое органы чувств и как их нужно беречь.

Органы чувств играют важную роль в жизни человека. Благодаря чувствам у нас есть связь с внешним миром. Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга. Без исключения органы чувств все важны!

Окружающий мир 3 класс 1 часть. Органы чувств стр. 126 – 129

Окружающий мир 3 класс 1 часть. Органы чувств стр. 126 – 129

Новикова Лариса Александровна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:

Понравился сайт? Получайте ссылкина лучшие материалы еженедельно!

Подарок каждому подписчику!

Порядок вывода комментариев:

Человек – необыкновенное существо! Все мы – сложный организм, в котором все органы работают слаженно, как настоящая команда. Они уникальны, незаменимы, а особенно удивительны органы чувств. Это наши уши, язык, кожа, нос, глаза. Что же в них интересного?

Наши уши помогают слышать самые разные звуки вокруг. Благодаря ним мы слышим пение птиц, раскаты грома и, конечно, звонок на перемену. Что же в них особенного?

  • Оказывается, у человека целых 6 ушей! Это наружное ухо, которое мы видим. Оно состоит из ушной раковины и слухового прохода. Среднее ухо состоит из маленьких косточек: молоточка, наковаленки и стремечка. Названы они так из-за того, что похожи на эти предметы. Внутреннее ухо состоит из улитки и полукружных каналов. Все вместе они позволяют нам слышать самые разные звуки. Всего их шесть, ведь у человека есть уши с двух сторон.
  • Ухо – орган равновесия. Во внутреннем ухе есть улитка, наполненная жидкостью. Когда мы вертим головой, жидкость тоже приходит в движение, и из-за этого бывает сложно удержать равновесие.
  • Уши человека могут слышать с расстояния в 4 раза меньше, чем уши собаки.
  • Они растут на протяжении всей нашей жизни.
  • Уши слушают всё вокруг, даже когда мы спим. Именно поэтому мы слышим звук будильника с утра!
  • Наши уши вырабатывают серу. В Средние века её использовали для рисунков в книгах, а также для облегчения боли при ушибах.

Язык – орган, помогающий нам чувствовать вкус. Именно благодаря нему мы можем наслаждаться шоколадом или мороженным. А чем он может нас удивить?

  • Язык может толстеть! Если человек набирает вес, то его язык тоже становится толще.
  • У каждого свой рисунок языка. Как и отпечатки пальцев, рисунок языка у всех разный.
  • Отдельные части языка более восприимчивы к разным вкусам. Например, задней частью языка вы лучше почувствуете горький вкус, чем его кончиком.
  • Наши слюни тоже важны для языка. Без них сухой язык не сможет почувствовать даже вкус лимона.
  • По своему строению наш язык похож на щупальца осьминога и хобот слона.
  • Язык помог выжить древним людям. Он различал вкусы, чтобы человек не съел ядовитое растения, которые, как правило, горькие.

Кожа помогает нам осязать окружающий мир через прикосновения, понимать какие предметы гладкие, шершавые, какие мягкие, пушистые и т.д. Она тоже способна нас поразить!

  • Кожа крупнейший орган нашего организма и весит около 16% тела.
  • Кожа на наших пальцах имеет уникальный рисунок. Поэтому отпечатки пальцев у всех людей разные.
  • Толщина кожи разная в каждой части нашего тела. Самая тонкая кожа находится на веках, а самая толстая – на ступнях ног.
  • В основном пыль в домах является частичками омертвевшей кожи.
  • За жизнь мы теряем около 16 кг кожи, потому что она обновляется около тысячи раз.
  • У каждого человека на коже есть родинки. Обычно их насчитывают от 20 до 100. Но иногда их количество может достичь и 450.

Благодаря носу мы чувствуем запахи цветов, яблок, мандаринов и всего остального. А какие есть интересные факты о носе?

  • Когда мы плачем и чувствуем, что нам нужно высморкаться, то высмаркиваем не сопли, а слёзы, которые из глаз попадают в нос по специальным каналам.
  • Мы дышим в основном только одной ноздрей. Вторая лишь помогает. Смена «главной» дышащей ноздри происходит примерно через 2,5 часа.
  • Горло и легкие плохо переносят сухой, горячий и холодный воздух, поэтому нос увлажняет его, согревает или, наоборот, охлаждает, чтобы сделать как можно более комфортным для лёгких. Для этого нос выделяет в день до 1,5 литра слизи.
  • Женщины чувствуют запахи лучше мужчин.
  • Мы можем почувствовать до одного триллиона ароматов.
  • То как мы чихаем (тихо, громко и т.д.) зависит от наших родителей. Именно от них мы наследуем стиль чихания.

Благодаря глазам мы видим всё вокруг: солнце, деревья, друзей и многое другое. Что же необычного можно сказать про них?

  • Для защиты глаз от пыли и пересыхания человек должен моргать. За день он это делает 14 000 раз, а в год 5,2 миллиона раз.
  • Радужка глаз у человека может быть разной: зеленой, карей, голубой. Самый частый цвет радужки – карий, самый редкий – зелёный.
  • Чтобы человек моргнул, ему нужно задействовать несколько мышц. Эти мышцы самые быстрые в нашем теле.
  • Мы видим мир перевернутым. Наши глаза передают картинку в мозг вверх ногами, и только он переворачивает её обратно.
  • Только у человека есть белки глаз. У остальных животных их нет.
  • Мы не можем чихнуть с открытыми глазами. Это нужно для того, чтобы защитить глаза от микробов, частиц, которые вылетают из носа и рта.

Вот такие у нас интересные органы чувств. Благодаря ним, мы можем воспринимать окружающий мир таким, какой он есть. Без них наша жизнь будет неполной, лишенной прелестей вкусов, запахов или удивительных красок природы. Поэтому органы чувств нужно беречь, а они в ответ будут помогать изучать наш огромный и загадочный мир.

Наши органы чувств Окружающий мир. 3 класс Плешаков Новицкая Рабочая тетрадь. Ответы на задания.

  • Познакомить детей с органами чувств и их
    значением для человека;
  • Учить беречь органы чувств;
  • Развивать мышление, речь, познавательные
    интересы;
  • Способствовать развитию интереса в познании
    самого себя.

Пусть в этот зимний и прекрасный день
Всем нам сопутствует удача и везение!
И пожелаем мы друг другу, всем гостям
Чудесного настроения!

1. Проверка домашнего задания. Актуализация
знаний.

Изучая организм человека, нам встретились
такие слова: “легкие, кишечник, желудок трахея,
пищевод, бронхи”.

Распределите слова на 2 группы.

  • 1 группа – органы дыхания,
  • 2 группа – органы пищеварения.

Что такое “система органов”? (Органы,
выполняющие общую работу.)

  • Какие системы вы знаете ещё? (кровеносная,
    нервная)
  • Какая система управляет деятельностью всего
    организма? (нервная система)

2. Введение в тему урока. Постановка
проблемы.

Сегодня на уроке мы будем изучать органы.
Найдите в пространстве слова: глаза, уши, нос,
язык, кожа. Что это за органы? Это органы чувств.
Сегодня о чём будем говорить? (Тема урока на
доску).

3. Работа по теме урока

1) С какого органа мы начнем разговор узнаем,
если отгадаем загадку:

Брат с братом через дорогу живут,
А один другого не видит.(глаза)

Глаза – орган зрения(карточка) – (слайд)

Глаза – самый загадочный орган. Это разведчики
всего увиденного. Рассмотрите глаза друг друга.
Каким бывает цвет глаз (карие, голубые, синие,
серые, зелёные, янтарные, болотные)? По цвету глаз
можно узнать характер человека. У глаза есть свои
стражи. Они оберегают от пыли, грязи, ветра.
Догадались, о каких стражниках идет речь? Брови,
веки, ресницы. На каждом веке у нас по 80 ресниц,
каждая ресница живет 100 дней. Погладим брови. Они
отводят пот, стекающий со лба. Человек моргает 3
раза в минуту. Зачем? При моргании у человека глаз
смачивается слезной жидкостью, это предохраняет
от высыхания и очищает от пыли. Хотите увидеть и
узнать строение глаза?

Об этом расскажет ученик.

Выступление ученика: Глаза – это
окно в окружающий нас мир. Сам глаз круглый, как
яблоко, за что его называют глазным яблоком.
Глазное яблоко покрыто твердой оболочкой, как
яйцо скорлупой. Эта оболочка называется
роговицей. Если ее пробить, то с глазом может
пройти то же, что и с разбитым яйцом. В центре
глаза есть черная точка, это – зрачок. Он
пропускает свет и может то расширяться, то
сужаться. Цветное колечко вокруг зрачка – это
радужка. От нее зависит цвет глаз. За зрачком
находится хрусталик. Он помогает видеть далекие
и близкие предметы. Глаз связан с мозгом.
Предметы в глазах отображаются перевернутыми.
Правильным изображение делает головной мозг.
Глаз имеет сложное строение. Если глаз повредить,
то восстановить зрение невозможно.

Что нужно делать, чтобы сберечь зрение?

Читать книгу и писать на расстоянии 35 см.

Если попала соринка, то нельзя тереть руками.

– Делать зарядку для глаз.

– Телевизор смотреть 1-1.5 часа.

Компьютер до 40минут в день с перерывом 10-15 минут
(3 раза в неделю, через день)

Физкультминутка для глаз (слайд)

2) Следующая загадка:

У зверушки на макушке,
А у нас – ниже глаз. (уши)

Уши – орган слуха (карточка) – (слайд)

С помощью уха мы слышим.

Выступление ученика. Наши похожи на
морские раковины. Поэтому внешняя часть уха
называется ушной раковиной. Подобная форма ушей
позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина – это
всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас
есть внутреннее ухо и среднее ухо. Наружняя часть
ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там
находится тонкая плёночка – барабанная
перепонка. Звук ударяется об барабанную
перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во
внутреннем ухе находится слуховой нерв, который
передаёт сигнал в головной мозг. После этого
звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы
их различаем, понимаем.

Наши уши должны слышать спокойные звуки, когда
мы громко кричим, хохочем, слушаем громкую
музыку, мы вредим нашим ушам.

Давайте послушаем спокойную музыку, полезную
для наших ушей.

(Слайд- зимняя природа; магнитофон – Чайковский
.Времена года. Январь.)

Расслабляющая физминутка “Звуки
природы”.

Работа в группах.

Нужно ли беречь орган слуха? Как? Выберите
верные утверждения.

– Сильный шум портит слух.

– Не ковыряй в ушах острыми предметами;

– Почувствовал боль в ухе, обратись к врачу;

– Регулярно мой уши;

– Всегда ковыряй в ушах спичками, булавками и
другими острыми предметами;

– Регулярно чисти уши туго скрученной ваткой.

Проверка. Каждая группа зачитывает 1 верное
утверждение.

Между двух светил
В середине я один. (нос)

б) Хорошо мы чувствуем запахи весной и летом.
Нос связан с мозгом нервными нитями. Когда нам
запах не нравится, то мозг посылает сигнал
тревоги и носовой проход сужается. А если запах
приятный, то дышится легко, нервы успокаиваются.

в) Проведём эксперимент. Определите предмет по
запаху. (Учащийся с завязанными глазами
определяет запахи: апельсин, лук, чеснок, кофе,
конфета).

– Какой орган помогает нам различать запахи? (орган
обоняния)

– О чём нас могут предупредить запахи? (об
опасности)

д) Работа с учебником с.134 2 абзац (Нос – орган
обоняния)

– Как сохранить обоняние?(слайд) – читает
ученик

4) Отгадайте загадку:

а) Всегда во рту, а не проглотишь.(язык)

Язык – орган вкуса (карточка) – (слайд)

б)На языке расположены окончания нервов,
благодаря им человек различает вкус пищи.

в) Практическая работа №1.

Одному ученику дается попробовать лук, лимон,
соль, конфета закрытыми глазами. Он угадывает.
Это нервные нити сообщили мозгу, что у человека
во рту. Все сладкое и соленое ощущаем кончиком
языка. Кислое – его боками, а горькое – корнем.

– Как беречь органы вкуса? (слайд)

Кто знает, что слово язык обозначает ещё?

г) Язык – слово многозначное. Нашли зрительные
метки (в уголках – картинки язык орган человека,
языки пламени, язык колокола, русский язык)

5) И еще одна загадка:

Кожа – орган осязания(карточка) – (слайд)

б) Проведём опыт. (Вызывается ученик.)

Учитель просит закрыть глаза и на ощупь
определить предметы: мягкая игрушка, кубик,
замок, рука, тряпка мокрая)

– Правильно ли он определил?

– Какой орган чувств помог определить предметы?
(орган осязания)

Кожа – очень тонкая оболочка, покрывающая все
тело. Ее задача – защищать организм от
повреждений, от жары и холода, от вредного
воздействия химических веществ и от
инфекционных заболеваний. Кроме того, в коже
находятся нервные окончания, с помощью которых
мы ощущаем боль, жар, холод, шероховатость или
гладкость предметов. Также в ней находятся
потовые железы, через которые в виде пота из
организма выделяются различные отходы и лишняя
влага, что позволяет поддерживать постоянную
температуру тела.

г) Рекомендации- правила ухода за кожей

– Старайся не ранить кожу;

– Не допускать ожогов;

– Не допускать обмораживания;

– О каких органах мы говорили? Говорят: не глаз
видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг. Как
это понять? (Всеми органами руководит головной
мозг.)

7).Самостоятельная работа(дописать слово) –
(слайд)

Проверка- на слайде слова, которые вставили.
Оценили сами себя. Встали кто поставил себе “5” ,
“4”, “3” .

Посмотрите на мандарин. Какой орган включается?
(Орган зрения) Потрогайте кожу на ощупь. (Орган
осязания). Почистим мандарин. (Орган обоняния).

Съедим (Орган вкуса). Какой орган помог всё
услышать? (Орган слуха).

Предмет: окружающий мир

  • познакомить учащихся с органами чувств.
  • формировать представление об органах чувств,
    как необходимых звеньях связи организма с
    внешней средой, познакомить с гигиеническими
    нормами ухода за органами чувств; познакомить со
    строением и функциями органов чувств.
  • развивать логическое и абстрактное мышление,
    наблюдательность, внимание, память,
    любознательность, развивать навыки гигиены.
  • воспитывать ответственность за свой организм,
    культуру гигиены, интерес к предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала

1) компьютер, интерактивная доска, проектор

2) для проведения опытов:

* колокольчик, погремушка, музык. запись;

* чеснок, хлеб,духи, лекарство;

* кусочки огурца, лимона, конфета;

*мягкая тряпочка, вата, шерстяная тряпочка,
сосновая веточка, деревянная ложка, стекло.

Учебно-методическое обеспечение: учебник
“Окружающий мир” 3 кл. 1 часть, рабочая тетрадь 1
часть (А.А. Плешаков.)

1. Орг. момент

Прозвенел для нас звонок.
Снова начался урок.
Проверьте, всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки.

2. Создание атмосферы психологического
комфорта.

– Ребята, посмотрите, какое сегодня прекрасное
утро. Давайте поприветствуем окружающий нас мир
и друг друга.

Здравствуй, солнце золотое!
(Рисуем руками круг.)
Здравствуй, небо голубое!
(Поднимаем руки вверх.)
Здравствуй, вольный ветерок!
(Качаем вытянутыми руками.)
Здравствуй, маленький дубок!
(Присесть, показать ладонью маленький дубок.)
Мы живем в родном краю
Всех я вас приветствую!

3. Актуализация знаний учащихся.

– Что было задано на дом?

– У некоторых ребят на столе лежат карточки. Они
выполняют задание по карточкам. Остальные
работают со мной.

– Мы уже знаем, что организм человека состоит из
органов, которые работают согласовано, слажено.

– Приведите примеры органов человека и
объясните, какую работу они выполняют?

– Ответы детей.

– Что такое системы органов?

– Это органы, выполняющие общую работу.

– Приведите примеры.

(Пищеварительная система: пищевод, желудок,
кишечник. Кровеносная система: сердце,
кровеносные сосуды. Нервная система : Г.М., С.М.,
нервы. Дыхательная система: бронхи, лёгкие.)

– Какая система органов управляет
деятельностью всего организма?

– Нервная система

– Что изучает анатомия?

– Строение органов

– Что изучает физиология ?

– Как работают органы.

– Что изучает гигиена ?

– Наука о том, как сохранить и укрепить здоровье.

4. Мотивация получения новых знаний и
определение темы урока.

– А сейчас перейдём к новой теме. Тема нашего
урока спрятана в кроссворде. Разгадаете
кроссворд, узнаете тему.

(2 слайд.Кроссворд). Ученики заполняют
кроссворд на интерактивной доске.

1. У одной головы два братца. По разным сторонам
сидят, а ничего не видят и не говорят?

– А одно?

2. Брат с братом через дорогу живут. А один
другого не видят?.

3. Тело сверху прикрываю, защищаю и дышу ?

4. Вот гора, а у горы две глубокие норы. В этих
норах воздух бродит. То заходит, то выходит ?

5. Всегда во рту, а не проглотишь?

– Что у нас получилось ?

– Органы чувств.

– Что мы знаем об органах чувств?

– Сколько их?

– Для чего нужны?

– Нужно ли беречь?

– Сегодня вы сами ответите на эти вопросы. А
также подробно узнаете, как человек получает
информацию из окружающего мира с помощью органов
чувств, какое значение имеют для нас органы
чувств и как их надо беречь. Познакомимся с ними
подробно.

5. Изучение новой темы.

– С помощью какого органа вы видите, что
изображено на экране?

(3 слайд. Геометрические фигуры)

– Из всех геометрических фигур выберете
прямоугольник красного цвета.

– С помощью какого органа вы определили?

– С помощью глаз

– Орган зрения.

– Различать цвет предметов, форму.

– А также определять движется предмет или нет.

– Благодаря зрению мы любуемся красотой
природы.

– А как же наш глаз устроен?

(4 слайд. Фотоаппарат)

– Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат.

– Что это такое ? Кто знает?

– В нашем глазу тоже есть объектив – зрачок
(чёрная точка)

Зрачок – это отверстие в середине глаза, через
которое в глаз поступает свет.

– Внимательно посмотрите друг другу в глаза.
Найдите зрачок.

– Скажите, а глаза у всех одинаковые или разные?
Чем отличаются ?

– Вот этот окрашенный кружок в глазу, имеющий
разный цвет, называется радужной оболочкой.

– Определите цвет радужной оболочки у соседа.

– Какого цвета бывает радужная оболочка?

– Ответы учеников.

(5 слайд. “Глаза-орган зрения”)

В ФОТОППАРАТЕ ЛУЧИ СВЕТА ПОПАДАЮТ НА
СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНУ ПЛЁНКУ. В ГЛАЗУ ЛУЧИ СВЕТА,
ПРОШЕДШИЕ ЧЕРЕЗ ЗРАЧОК, ХРУСТАЛИК, ПОПАДАЮТ НА
ЗАДНЮЮ ПЛЁНКУ ГЛАЗНОГО ЯБЛОКА, НА КОТОРОЙ СИДЯТ
130 МЛ. КРОХОТНЫХ КЛЕТОЧЕК, ЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ К СВЕТУ
– ЭТО ПАЛОЧКИ. 7 МЛ. ДРУГИХ КЛЕТОЧЕК, РАЗЛИЧАЮЩИХ
ЦВЕТА – ЭТО КОЛБОЧКИ. ОНИ ТО И ПЕРЕДАЮТ ДАЛЬШЕ В
МОЗГ ТО, ЧТО ТЫ УВИДЕЛ.

– Глазным яблоком.

– Глаза – очень хрупкий и нежный орган. Даже
сама природа их оберегает. Как вы думаете, чем
защищён наш глаз ?

– Брови, ресницы и веки.

– Брови, ресницы и веки у нас не только для
красоты. Для чего они нужны?

– Они оберегают глаза от пыли, пота и ветра.

– А для чего нужны слёзы?

– Оказывается не только плакать. Если в глаз
всё-таки попадает соринка, её смывает слеза.

– Чтобы наши глаза хорошо видели, зрение
необходимо беречь.А как мы должны беречь зрение ?
Прочитаем в учебнике основные правила и запомним
их. (стр. 126)

– Что полезно для глаз?

(6 слайд. Правила)

– Посмотрите на экран . Кто правильно сидит за
столом : мальчик или девочка? Почему?

– Расскажите, что будет, если тереть глаза
грязными руками?

– Защищать, оберегать глаза и обязательно
тренировать.

Физминутка для глаз (7 слайд)

– А сейчас гимнастика для глаз.

1. Зажмурили изо всех сил глаза, а затем открыли
их. (5 раз)

2. Закрыли глаза. Подушечками указательных
пальцев гладим в одну сторону, затем в др. ( 1 мин.)

3. Посмотрели в сторону, вверх, в др. сторону,
вниз (10 раз)

4. Вытянули правую руку. Смотрим на кончик
пальца. Медленно к себе, от себя. (5 раз)

5. Посмотрели вдаль,на картинку.(8 слайд.)

Закрыли глаза. Посмотрели на кончик носа (3-4
раза)

– Подумайте, какой ещё орган чувств помогает
воспринимать окружающий мир.Закройте глаза и,не
открывая их, скажите, что вы почувствовали.

– Услышали звон колокольчика.

– Хлопки в ладоши.

– С помощью какого органа вы узнали, что звенел
колокольчик, услышали хлопки, погремушку?

– Уши – органы слуха.

(8 слайд. “Уши – органы слуха”)

– С помощью ушей мы не только слышим различные
звуки, но и самое главное – речь людей. Ведь, при
помощи слов мы передаём друг другу свои мысли и
знания .

– А как вы думаете, сколько у человека ушей ?

– То, что мы называем ушами – это так называемые наружные
уши или ушные раковины. Есть ещё среднее и
внутреннее ухо.

– Как же мы слышим ?

НАРУЖНОЕ УХО ТОЛЬКО УЛАВЛИВАЕТ ЗВУК. А ЗВУК –
ЭТО КОЛЕБАНИЕ ВОЗДУХА. ПОСЕРЕДИНЕ УШНОЙ
РАКОВИНЫ, КАК МЫ ЗНАЕМ, ЕСТЬ МАЛЕНЬКОЕ ОТВЕРСТИЕ
– УШНОЙ ПРОХОД. ОН ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ТОНЕНЬКОЙ
ПЛАСТИНОЧКОЙ – БАРАБАННОЙ ПЕРЕПОНКОЙ. ЗВУК
СНАЧАЛА ПЕРЕДАЁТСЯ В СРЕДНЕЕ УХО, КОТОРОЕ ЛЕЖИТ
ПО ДРУГУЮ СТОРОНУ БАРАБАННОЙ ПЕРЕПОНКИ, А ЗАТЕМ В
ТРЕТЬЕ УХО – ВНУТРЕННЕЕ УХО, И ДАЛЕЕ В МОЗГ.

– Мы слышим и понимаем слова, звуки.

– Ухо очень тонкий и сложный орган чувств.

– Чтобы сохранить хороший слух, необходимо
беречь уши. Как их надо беречь? Прочитаем правила
(Учебник, стр 127).

(9 слайд. Правила)

– Посмотрите на экран. Какие правила надо
соблюдать, чтобы сохранить хороший слух, чтобы
уши не болели ?

– На ушных раковинах много волшебных точек,
которые связаны невидимыми ниточками со всеми
нашими органами ( сердце, печень, желудок ).
Поэтому хорошо делать массаж ушей по утрам.
Потёрли ушки, помассажировали ушные раковины.

– Глаза и уши – основные органы чувств, которые
позволяют человеку видеть и слышать. Есть и
другие органы чувств, не менее важные.

– Об этом органе чувств вы узнаете, если
определите по запаху, что у меня в руке. Завяжем
глаза и проведём опыт.

Детям предлагается определить :чем пахнет.

– С помощью какого органа чувств вы
почувствовали запах духов, лекарства.

– Нос – орган обоняния. Обоняние –
способность чувствовать запахи.

(10 слайд. “Нос – орган обоняния”)

КОГДА МЫ ВДЫХАЕМ ПАХУЧИЕ ВЕЩЕСТВА(НАПРИМЕР,
ДУХИ),ОНИ ПОПАДАЮТ ВМЕСТЕ С ВОЗДУХОМ В НОСОВУЮ
ПОЛОСТЬ. В ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ НОСОВОЙ ПОЛОСТИ ЕСТЬ
НЕРВНЫЕ ОКОНЧАНИЯ. ПАХУЧИЕ ВЕЩЕСТВА ИХ
РАЗДРАЖАЮТ. РАЗДРАЖЕНИЕ ПЕРЕДАЁТСЯ В ГОЛОВНОЙ
МОЗГ И ЧЕЛОВЕК ОБОНЯЕТ, Т.Е. ЧУВСТВУЕТ. УЗНАЁТ,
ЧУВСТВУЕТ, РАЗЛИЧАЕТ ЗАПАХИ.

– А для чего человеку обоняние?

– Все очень любят цветы, потому что они – пахнут.
Представьте что было бы, если бы человек не
чувствовал запахи ?

– Откройте стр. 128 учебника и найдите и
прочитайте, как обоняние помогает человеку.

– Поэтому обоняние надо беречь. Как беречь?
Смотрим на экран.

(11 слайд. Правила)

– О каких правилах узнали?

– Чтобы быть здоровым и не болеть, надо
закаляться, делать зарядку.

– Если простудился – надо лечиться. Осторожно
закапывать пипеткой лекарство.

– Не курить, т.к. обоняние ухудшается у курящих
людей.

Дыхательная гимнастика (12 слайд)

1. Подняться на носки- вдох носом.

2. Опуститься – выдох ртом.

– Вдохнём всё хорошее – радость, здоровье,
хорошее настроение; выдохнем всё плохое –
злость, зависть, гнев.

– Подумайте, какой ещё орган чувств нам помогает
?

– Закрой глаза и определи на вкус, что это?

– Какой(ая) по вкусу?

– С помощью чего вы определили, что это – лимон,
огурец, конфета?

– Язык – орган вкуса.

(13 слайд. “Язык – орган вкуса.”)

СНАРУЖИ ЯЗЫК ПОКРЫТ БЕСЧИСЛЕННЫМ КОЛИЧЕСТВОМ
СОСОЧКОВ. В НИХ ЕСТЬ ОКОНЧАНИЯ НЕРВОВ, УМЕЮЩИХ
РАСПОЗНАВАТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ, ЧТО ПОПАЛО В РОТ.
СЛАДКОЕ И СОЛЁНОЕ ЯЗЫК ОЩУЩАЕТ СВОИМ КОНЧИКОМ.
КИСЛОЕ (ЛИМОН)- БОКАМИ. ГОРЬКОЕ -КОРНЕМ.

– Для чего нам язык ?

– Определять вкус пищи

– С помощью языка мы не только определяем вкус
пищи, но и также температуру пищи. Поэтому часто
обжигаем его. Но самое главное – по вкусу мы
узнаём, что пища испорчена и её есть нельзя.

– Как беречь этот орган ? Смотрим на экран.

(14 слайд. Правила)

– Есть чистыми руками.

– Мыть овощи и фрукты.

– Не есть горячую пищу.

– Есть ещё один орган чувств, который также
помогает нам воспринимать

окружающий мир. Закрой глаза и скажи, что ты
почувствовал?

– Прикосновение мягкой тряпочки, ваты,
шерстяной тряпочки, сосновой веточки, деревянной
ложки, стекла.

– Ущипните слегка себя. Что почувствовали ?
Какой орган чувств вам в этом помог?

– Кожа – орган осязания.

(15 слайд. “Кожа – орган осязания.”)

Осязание – способность человека чувствовать
прикосновение. Кожей человек чувствует
прикосновение, холод, тепло. Кожа предупреждает
нас об опасности.

– Вот ты прикоснулся к горячему предмету. Что
дальше?

– Одёрнул руку

– Почему, как думаете?

– Потому что кожа мгновенно подала сигнал в
мозг, а мозг приказал убрать руку.

– Как беречь кожу? Смотрим на экран.

(16 слайд. Правила)

– Необходимо избегать порезов, ран. Не
допускать ожогов.

– Посмотрите на мальчика – грязнулю и девочку-
чистюлю. Кто больше нравится?

6. Обобщение. Итог урока. Рефлексия.

– Так кто же они, наши помощники, без которых не
обойтись в окружающем мире?

– А сейчас проверим, как поняли, запомнили.
Перечислите органы чувств?

– А сейчас проверим, насколько вы внимательны.
Смотрим на экран. (17 слайд).

– Соедините правильно линией.

Проверочный тест: “Органы чувств”

– Покажите орган слуха, орган зрения, орган
обоняния, орган осязания. Где находится орган
вкуса ?

– А теперь скажите :для чего нужны нам органы
чувств?

– Таким образом, органы чувств помогают
человеку получать информацию из окружающего
мира и ориентироваться в нём. (18 слайд)

– Мы всё время говорили о том, что информация от
органов чувств поступает в в мозг. (19 слайд)

– Какой вывод мы можем сделать?

– Всеми органами чувств руководит головной
мозг.

– Молодцы! Благодаря нашей дружной работе вы
смогли ответить на все поставленные вопросы.

– Что больше всего запомнилось?

– Довольны ли вы своей работой? Почему?

7. Домашнее задание: рабочая тетрадь стр. 73-74;
учебник стр. 126-129 пересказ.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: знакомство детей с органами чувств человека.

  • сформировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;
  • развивать интеллектуальные и практические умения детей;
  • развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье;
  • развивать воображение и умение делать выводы;
  • учить детей наблюдательности;
  • воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.
  • Ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями;
  • Строить небольшие природоведческие сообщения в устной форме; строить рассуждения о доступных наглядно-воспринимаемых природоведческих отношениях.
  • Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные ориентиры учителем действия в учебном материале; осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
  • Принимать разнообразные учебные задачи; находить варианты решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
  • Положительное отношение к изучению окружающего мира; уважение к мыслям и настроениям другого человека.
  • Первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
  • Принимать работу группами; воспринимать различные точки зрения; принимать задаваемые вопросы; контролировать свои действия.
  • Применять простые речевые средства для передачи своего мнения; следить за действиями других участников учебной деятельности.
Содержание
  1. Мотивация к учебной деятельности
  2. Актуализация знаний и пробное действие
  3. III. Выявление места и причины затруднения
  4. Построение проекта выхода из затруднения.
  5. Реализация построенного проекта
  6. Самостоятельная работа в группах
  7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
  8. VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
  9. VIII. Рефлексия учебной деятельности
  10. На следующем уроке
  11. Полезные ссылки
  12. Вместе с друзьями проверьте, сможете ли вы узнать с завязанными глазами предметы (хлеб, яблоко, лук) по запаху.
  13. Завязав глаза, попробуйте с помощью осязания узнать предметы и описать их.
  14. По тексту учебника изучите материал об одном из органов чувств человека. Подготовьте рассказ о нём по плану
  15. Рассказ «Уши — орган слуха» для 3 класса
  16. Рассказ «Нос — орган обоняния» для 3 класса
  17. Рассказ «Язык — орган вкуса» для 3 класса
  18. Рассказ «Кожа — орган осязания» для 3 класса
  19. Придумайте и нарисуйте в рабочих тетрадях условные знаки к правилам гигиены выбранного вами органа.
  20. Проверь себя
  21. Какую роль играет в жизни человека каждый из органов?
  22. Как нужно беречь органы?

Мотивация к учебной деятельности

– Рада всех вас видеть на уроке окружающего мира. Сегодня копилка знаний каждого вновь пополнится. Для этого мы все должны постараться.

Актуализация знаний и пробное действие

Работа с пословицей на слайде: Здоров будешь – всё добудешь.

– Наш урок мы начнём с пословицы, представленной на слайде.

Как вы понимаете пословицу?

Какого человека называют здоровым?

То есть здоровым называют человека, у которого все органы в порядке.

Давайте вспомним органы человека и соединим их названия с изображением на карточках.

III. Выявление места и причины затруднения

– Какие органы не нашли своего места в строении человека? (органы чувств)

– Почему вы не смогли их найти?

Построение проекта выхода из затруднения.

– Предположите (определите) тему урока.

Органы чувств (слайд)

– Какие задачи необходимо выполнить?

1. Узнать, что такое органы чувств.

2. Для чего органы чувств нужны человеку?

3. Какую работу органы чувств выполняют в организме?

4. Как беречь органы чувств? (слайд)

– Чтобы ответить на эти вопросы, нам необходимо провести исследование.

– Сегодня каждый из вас будет в роли исследователя. Работать мы будем в группах.

– Каждая группа выполняет своё задание (на столах предметы для исследования). На столах у вас находятся коробочки или другие упаковки. Вы должны определить, что находится внутри этих упаковок, следуя инструкции.

– Выполнив задание, вы должны проанализировать свою работу и представить результат исследования классу по плану:

– Такой же план есть у вас на столах каждой группы.

– Также у вас есть Алгоритм работы группы, по которому вы и будете исследовать предметы.

– По результатам исследования мы выпустим второй номер научно-познавательного журнала «Органы чувств». Напомню, что первый номер научно-познавательного журнала о здоровье называется «Органы человека».

– Перед тем как приступить к исследованию, повторим правила работы в группе (на слайде) (Каждая группа озвучивает 1 правило):

1. Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.

Реализация построенного проекта

– На исследование содержимого упаковок и оформления страницы журнала вам даётся 5 минут. За это же время вы должны представить результаты своей работы.

Самостоятельная работа в группах

1-я группа «Наблюдатели» (исследуют орган чувств – глаза) получает коробку с детской пирамидкой.

Алгоритм исследования группы «Наблюдатели»

Ответьте на вопросы:

  • Благодаря какому органу вы смогли сделать такой вывод?__________
  • Что ещё мы можем увидеть, пронаблюдать при помощи этого органа?___________
  • Значит, это орган (чего?) ____________________

Найдите и прочитайте текст об этом органе в учебнике на стр.126-129

Оформите страничку журнала, для этого:

  • Приклейте название органа.
  • Выберите и наклейте советы Айболита.

Приготовьте выступление по плану:

2 группа «Любознайки» (исследует орган чувств уши) получает заклеенную коробку с колокольчиком

Алгоритм исследования группы «Любознайки»

  • Благодаря какому органу вы смогли сделать такой вывод?_________
  • Что мы ещё можем узнать с помощью этого органа? _____________
  • Для чего человеку нужен этот орган?___________________________
  • Значит, – это орган (чего?)____________________________________

3 группа «Почемучки» (исследует орган чувств нос) получает заклеенные киндеры с содержащимися в них: чеснок, лимон, апельсиновая долька.

Алгоритм исследования группы «Почемучки»

4 группа «Непоседы» (исследует орган чувств язык) получает коробочки с соком с заклеенной этикеткой.

Алгоритм исследования группы «Непоседы»

  • Благодаря какому органу вы смогли сделать такой вывод?_________
  • Что мы ещё можем узнать с помощью этого органа? ______________
  • Для чего человеку нужен этот орган?___________________________
  • Значит, – это орган (чего?)_____________________________________

5 группа «Умники» (исследует орган чувств кожу) получает мешочек с вставленной резинкой. Внутри мешочка находится пуговица

Алгоритм исследования группы «Умники»

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

– Время для исследования истекло и пора узнать, что у вас получилось.

(Группы выходят и представляют результаты исследования классу по плану на слайде)

После каждого выступления учитель обобщает и дополняет информацию о рассматриваемом органе.

Выступление 1 группы.

Затем дополняет учитель

– Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаём красоту окружающего мира.

– С их помощью мы получаем 80 % информации об окружающем нас мире. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

– Чтобы наши глаза всегда хорошо видели и не уставали, необходимо регулярно проводить зарядку.

Выступление 2 группы.

– Наши уши похожи на морские раковины. Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина – это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее ухо и среднее ухо. Наружная часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка – барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем.

Выступление 3 группы.

– Верно, у нас на языке расположены вкусовые сосочки. В них собраны окончания нервов, благодаря им человек различает вкус пищи.

– Орган вкуса помогает нам познакомится со свойствами предмета, когда не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха. Все сладкое и соленое ощущаем кончиком языка. Кислое – его боками, а горькое – корнем.

Выступление 4 группы.

Выступление 5 группы.

– Кожа – очень тонкая оболочка, покрывающая все тело. Ее задача – защищать организм от повреждений, от жары и холода, от вредного воздействия химических веществ и от инфекционных заболеваний. Кроме того, в коже находятся нервные окончания, с помощью которых мы ощущаем боль, жар, холод, шероховатость или гладкость предметов. Также в ней находятся потовые железы, через которые в виде пота из организма выделяются различные отходы и лишняя влага, что позволяет поддерживать постоянную температуру тела.

– Вот и закончилось наше исследование. Сколько же органов чувств у человека?

– Назовём их ещё раз:

– А какой орган управляет всеми органами человеческого тела? (головной мозг).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

– Чтобы убедиться, что вы хорошо поняли сегодняшний материал, выполните задание на индивидуальных карточках.

Запишите, о каких органах чувств идёт речь.

  • С помощью какого органа узнаёшь о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник?_____________
  • Какой орган помогает почувствовать запах цветов, духов? __________________________
  • С помощью какого органа отличаешь сладкую пищу от горькой, кислую от солёной? __________________
  • Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, лиственницы? _________________
  • Работой всех органов чувств управляет _________________.

– Выполните самопроверку по эталону на слайде.

– У кого всё правильно?

– Кто допустил ошибки?

VIII. Рефлексия учебной деятельности

Подходит к концу наш урок.

– Все ли задачи мы выполнили?

(обращаемся к слайду с задачами)

– Сегодня мы работали в группах. Оцените работу групп по критериям – правилам (критерии размещены на доске на карточках, учитель озвучивает их)

  • Работали дружно, каждый высказывал своё мнение. Друг друга не перебивали, приходили к единому мнению.
  • Старались работать дружно, каждый доказывал своё мнение, но не всегда говорили по делу.
  • Старались работать дружно. Не каждый смог доказать своё мнение. Не всегда получалось договориться.

– Обсудите критерии и займите место у той карточки, которая характеризует работу вашей группы.

– Почему вы приняли такое решение?

– Что не совсем получилось?

– А вот я довольна вашей сегодняшней работой. Спасибо за урок!

Урок хочу закончить словами мудрецов:

Одному мудрецу задали вопрос: Что для человека важнее – богатство или слава?

Он ответил «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».

А другой мудрец предупредил: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет».

Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.

На следующем уроке

Руки я мою с мылом, точно так же, как и лицо. Намыливаю руки, тщательно смываю мыло. Потом намыливаю лицо и снова тщательно удаляю мыло тёплой водой. Потом насухо вытираюсь полотенцем.

Полезные ссылки

  • Обоняние — чувство, позволяющее ощущать запахи.
  • Осязание — чувство, позволяющее определять предметы на ощупь.

Вместе с друзьями проверьте, сможете ли вы узнать с завязанными глазами предметы (хлеб, яблоко, лук) по запаху.

По запаху можно узнать свежий, тёплый хлеб, разрезанный лук. Яблоко узнать сложнее.

Завязав глаза, попробуйте с помощью осязания узнать предметы и описать их.

С завязанными глазами можно описать ручку, как длинный, твёрдый предмет, гладкий, комнатной температуры. Нельзя понять какого она цвета, можно ли её съесть, пахнет ли она, и издаёт ли звуки.

По тексту учебника изучите материал об одном из органов чувств человека. Подготовьте рассказ о нём по плану

Глаза человека являются его органом зрения.

Зрение — одно из самых важных органов чувств, которым обладает человек. С помощью зрения человек может видеть окружающий его мир, предметы, людей, животных. С помощью зрения мы видим различные цвета и составляем наше представление о том, что нас окружает.

Но глаза очень тонкий орган чувств и их легко испортить. Например, если читать в темноте или держать книгу слишком близко от себя. Поэтому глаза нужно беречь и выполнять ряд простых правил гигиены.

Читать нужно только при хорошем освещении. Нельзя читать лёжа или в транспорте. Нельзя долго смотреть телевизор или сидеть за компьютером. А если глаза устали, следует дать им отдохнуть 20 минут.

Глаза нельзя тереть руками, для этого следует использовать влажную салфетку

Рассказ «Уши — орган слуха» для 3 класса

Уши человека также очень важный орган чувств. Они являются органом слуха.

Слух помогает человеку улавливать различные звуки, слушать музыку, разговаривать и понимать собеседника.

Но уши также нуждаются в каждодневной защите и уходе.

Слишком громкие звуки могут повредить уши, и человек начнёт хуже слышать. В ушах нельзя ковыряться различными острыми предметами, а чистить уши следует специальными ватными палочками. При этом каждый день уши следует мыть тёплой водой с мылом.

Если уши начинают болеть, или в них заползёт какое-нибудь насекомое, следует обратиться к специальному врачу — лору.

Рассказ «Нос — орган обоняния» для 3 класса

Человеческий нос — это орган обоняния.

А обоняние является очень важным чувством, которое позволяет улавливать нам различные запахи. Без запахов люди никогда не узнали бы как прекрасен мир, как пахнут цветы или морской воздух. А иногда обоняние может спасти человеку жизнь, позволяя уловить вредные запахи и вовремя покинуть опасное место.

Нос также нужно беречь. Нужно закалять организм, чтобы не простывать, и нельзя курить.

Рассказ «Язык — орган вкуса» для 3 класса

Язык является органом вкуса.

Вкус важное человеческое чувство, которое позволяет различать сладкое и горькое, солёное и кислое. Благодаря вкусу человек может определить вкус любого блюда. И понять, что ему нравится, а что лучше не пробовать.

Вкус различают специальные рецепторы — вкусовые сосочки, и чтобы не повредить их нельзя употреблять слишком горячую пищу.

Рассказ «Кожа — орган осязания» для 3 класса

Кожа является органом осязания.

Всё человеческое тело покрыто кожей и значит осязать человек может всем телом. Но больше всего рецепторов осязания находятся на ладонях человека.

С помощью осязания мы можем определить форму предмета, понять гладкий он или шершавый, тёплый или холодный. Это также очень важное чувство познания окружающего мира.

Кожу нужно беречь. Не следует брать сильно горячие предметы, необходимо избегать обморожения, повреждений кожных покровов.

Придумайте и нарисуйте в рабочих тетрадях условные знаки к правилам гигиены выбранного вами органа.

Придумаем условные знаки к правилам гигиены.

  • Глаз: рисуем лежащего человека с книгой и перечёркиваем рисунок красной чертой.
  • Ухо: рисуем острые предметы возле изображения уха и перечёркиваем их красной чертой.
  • Нос: рисуем человека, обтирающегося полотенцем, в зелёном круге.
  • Язык: рисуем сковородку с идущим от неё паром, и перечёркиваем рисунок красной чертой.
  • Кожа: рисуем мыло и шампунь в зелёном кружочке.

Проверь себя

У человека пять чувств — зрение, слух, вкус, осязание и обоняние. Их органами являются глаза, уши, язык, кожа и нос.

Какую роль играет в жизни человека каждый из органов?

Глаза помогают нам видеть, уши позволяют слышать звуки, язык различает вкус пищи, нос улавливает запахи, кожа помогает определить физические характеристики предмета.

Как нужно беречь органы?

Глаза нельзя переутомлять, не следует долго читать, смотреть телевизор, сидеть за компьютером. Читать нужно при ярком освещении, если глаза устали, нужно дать им отдохнуть.

Уши следует чистить ватными палочками и мыть тёплой водой. Следует избегать громким и резких звуков.

Нос должен быть чистым, а значит нужно закаляться, чтобы не было насморка.

Язык нужно беречь и не есть слишком горячих блюд.

Для кожи следует избегать ожогов, обморожений, повреждений.

Оцените статью
Добавить комментарий