В каком разделе таблицы напишите состав почвы 3 класса в окружающем мире?

В каком разделе таблицы напишите состав почвы 3 класса в окружающем мире? Реш еду ру

Кинопособие уроков « Окружающий мир» 3класс

Тип урока: комбинированный

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

что такое почва?

научить определять состав почвы практическим путём; формировать представление о значении плодородия почв для жизни растений, об образовании и разрушении почвы, об ее охране.

– определять состав почвы;

-обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве;

-характеризовать процессы образования и разрушения почвы, меры по ее охране

Универсально учебные действия (УУД)

преобразовывать практическую задачу в познавательную в ходе учебного эксперимента.

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Формирование целостного взгляда на мир. Развитие мотивов учебной деятельности

Основные понятия и определения

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека

Проверка готовности к усвоению нового материала

Вспомни свою работу в огороде, саду или на школьном участке. Какая там почва: какого цве­та, сухая или влажная, плотная или рыхлая?

Учиться выдвигать гипотезы и доказывать их, исследовать почву с помощью опытов, моделировать связи почвы и растений.

Рассмотри рисунок. Подумай, что такое поч­ва. Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в почве?

В каком разделе таблицы напишите состав почвы 3 класса в окружающем мире?

1. Медведка. 2. Личинка жука. 3. Сверчок. 4. Крот. 5. Мно­гоножка. 6. Жаба. 7. Лесная мышь. 8. Дождевой червь.

Изучение нового материала

Почва — это верхний плодородный слой земли.

Плодородие — главное свойство почвы.

Почему же почва плодородна? Выскажи гипоте­зу и обоснуй её. Для проверки гипотезы потре­буется исследование почвы.

Предположим, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать, так ли это, изучим состав почвы.

В состав почвы входят воздух, вода, пе­регной, песок, глина, минеральные соли.

Корни растений дышат воздухом, который со­держится в почве. Они всасывают из почвы воду. Вместе с водой растения всасывают растворён­ные минеральные соли. Соли — это питательные вещества, без которых растения не могут жить.

Мы видели, что солей в почве мало. Растения могли бы быстро их израсходовать, но этого не происходит. Запас солей в почве постоянно по­полняется. Как? Благодаря перегною.

Перегной под действием бактерий, которые живут в почве, медленно, постепенно превраща­ется в соли. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее.

Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникают вода и воздух, пе­ремешивают почву, измельчают остатки растений. Так животные повышают плодородие почвы.

В каком разделе таблицы напишите состав почвы 3 класса в окружающем мире?

Осмысление и понимание полученных знаний

Определи цель каждого опыта, опиши его ход, сформулируй вывод.

Опыт 1. Бросим комочек сухой почвы в воду. Увидим, что из почвы выходят пузырьки возду­ха. Значит, в почве есть воздух.

Опыт 2. Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Вскоре стекло станет влажным. Этот опыт пока­зывает, что в почве есть вода.

Опыт 3. Будем продолжать нагревать почву. Вскоре мы увидим дым, почувствуем неприят­ный запах. Это сгорает перегной почвы, кото­рый образовался из остатков растений и живот­ных. Перегной придаёт почве тёмный цвет.

Опыт 4. Прокалённую почву, в которой весь перегной уже сгорел (она серого цвета), на­сыплем в стакан с водой и размешаем. Через некоторое время на дно стакана осядет песок, а поверх песка — глина

Опыт 5. Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим его над огнём. Вода быстро испарится, а на стекле останется белый налёт. Это минеральные соли. Значит, в почве содержатся минеральные соли, которые раство­ряются в воде.

В каком разделе таблицы напишите состав почвы 3 класса в окружающем мире?

В каком разделе таблицы напишите состав почвы 3 класса в окружающем мире?

Вывод: и так, в состав почвы входят воздух, вода, пе­регной, песок, глина, минеральные соли.

1. Что такое почва? 2. Какой состав имеет поч­ва? 3. Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли? 4. Какие живые существа обитают в почве? Как они влия­ют на её плодородие?

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик главное свойство почвы.

2.Дома рассмотри почву в цветочных горш­ках. Найди в ней отмершие остатки растений. Порыхли почву, чтобы воздух лучше поступал к корням. Не забывай поливать растения.

СТРАНИЧКИ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

Науку о почвах — почвоведение — создал за­мечательный русский учёный Василий Васильевич Докучаев (1846 — 1903). Он называл почву кор­милицей человека и считал, что она для нас дороже нефти, угля, золота.

В каком разделе таблицы напишите состав почвы 3 класса в окружающем мире?

Исследования В. В. Докучаева имеют огромное значение для сельского хозяйства и охраны природы.

Состав почвы — почвенные минералы, гумус, вода, воздух и живые организмы

Состав почвы и ее плодородие

Азы почвоведения. Классификация почв,

ТИПЫ ГРУНТА. АНАЛИЗ ПОЧВЫ

А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций окружающий мир

На данном уроке применяется технология
исследования с целью формирования новых знаний о
составе почвы.

Средства ИКТ – для углубления и расширения
знаний по данной теме.

Для самостоятельного изучения материала и
развития коммуникативных качеств используется
работа в группах.

Тип урока: исследование (опыты, работа
в группах)

Цель: знакомство с почвой, её слоями,
составом, основным свойством и охраной.

  • Дать элементарные знания о почве;
  • Познакомить с разнообразием почв;
  • Выяснить простейшие связи между почвой,
    растительностью, животными и горными породами.
  • Раздаточный материал: коробочки с глиной,
    песком, землей
  • Пакетики с неорганическими удобрениями
  • Штатив, спиртовка, стекло, стаканы, воронка
  • Гербарии
  • Кроссворд
  • Электронная презентация

Литература: популярная энциклопедия
для детей “Все обо всем”, “Кто такой? Что
такое?” 2 том, “Детская энциклопедия”

I. Введение в тему.

Прежде чем начать изучение нового материала,
давайте посмотрим на содержимое коробочек (у
каждого на парте 3 коробочки с песком, глиной,
землей). Обсуждение

– Содержимое какой коробочки вам хотелось бы
изучить сегодня и почему?

Ставятся общие цели и задачи урока. (Приложение
№ 1, слайд № 1)

Итак, нам предстоит узнать, из чего состоит
почва, что в ней содержится, основное её
назначение, может ли почва удивить нас.

А) Состав почвы

– С чего начнем наше исследование? Что такое
почва, из чего состоит?

Опыт № 1. В стакан с землей бросить кусочек
сухой земли. Что заметили? Пузырьки.

Вывод: в почве содержится воздух

Опыт № 2. Подержать над нагретой почвой
холодный кусочек стекла. Он покрылся
капельками воды.

Вывод: в почве содержится вода.

Опыт № 3. Прокаливание почвы. Почувствовали
запах, появился дым.

Вывод: это доказывает, что в почве есть перегной
(Остатки растений, сухих листьев, останки умерших
мелких животных). В одних почвах его мало, в
других много. Чем больше, тем почва темнее, богаче
питательными веществами.

Опыт № 4. Прокаленную почву опустить в стакан
с водой. Отстоялась, разобрать слои: песок вверху,
ниже глина.

Вывод: в почве есть песок и глина.

Опыт № 5. Сделать три воронки в стаканчики с
землей, глиной, песком. Налить воды. Сравнить
проходимость воды.

Вывод: почва пропускает воду хуже глины, но
лучше песка.

– Сделайте большой вывод: что такое почва, из
чего состоит? (Приложение № 1, слайд №
2, 3, 4)

“Чудесная кладовая” – чтение рассказа
учителем.

– Каково же основное свойство почвы? Плодородие.

Б) Виды почв.

Работа с учебником, с. 21 (“Мы и окружающий мир”).

– Одинакового ли цвета почва в разных местах?

– При каких условиях плодородие почвы будет
более высоким? Чем больше в почве перегноя, тем
выше её плодородие. В плодородной почве лучше
растут растения.

Самое большое количество перегноя содержится в
черноземных почвах (показ образца в коробке). На
них выращивают высокие урожаи лучших сортов
пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других
ценных растений. (Работа по карте) Черноземы –
средняя полоса России: Тула, Курск, Воронеж,
Самара, Челябинск, Омск. У вас на партах лежит тот
состав почвы, который чаще всего встречается в
нашей стране. На что похож по цвету состав почвы? На
золу.

Это подзолистые почвы. В них перегноя не очень
много. Именно такие почвы у нас на Урале. Есть
почвы, в которых много глины. Дайте им название. Глинистые.

Широко распространены и торфяные почвы,
которые образуются на болотах. Они коричневого
цвета. Хотя в них много остатков растений,
перегноя в них меньше, чем в черноземах. На
болотах много воды и растения перегнивают плохо.
Для использования торфяных почв их осушают.
(Показ на карте местонахождения торфяных почв:
Сибирь, тундра)

В) Обработка почв.

Нам дали участок земли под огород. Что мы должны
сделать, чтобы получить хороший урожай? (Идет
обсуждение)

Г) Охрана почв.

– Почва – одно из основных наших природных
богатств. Почему? (ответы детей)

Без неё человек не может обеспечить себя
продуктами питания и другими необходимыми для
жизни предметами. Живые растения берут питание
из почвы, тем самым уменьшая её плодородие. Как же
сохранить это важнейшее свойство почвы?

(Работа в группах с дополнительной
научно-популярной литературой)

Результат обсуждения – таблица.

Неорганические удобрения выпускаются у нас в
Пермском крае. Где? Город Березники. Калийный
комбинат. (Показ образцов удобрения).

– Почва образуется в природе очень медленно. (Приложение № 1, слайд № 7,8)

Коль почва растет, живая ли она? (Приложение
№ 1, слайд № 9)

Образуется почва медленно, а вот разрушается
очень быстро. Что разрушает почву? (Ответы детей)
Почву может постичь эрозия – разрушение.
(Выступления детей: “Овраг”, “Ветер”.
(Приложение № 2(а), 2(б); Приложение № 1,
слайд № 10,11)

Почва требует ухода. Сильно изношенные и
истощенные почвы могут “заболеть”, т.е. они
могут утратить свою жизнедеятельность,
перестанут плодоносить.

В Конституции нашего государства записано:
“Все землепользователи обязаны рационально, т.е.
разумно, целесообразно использовать почву,
бережно относиться к ней, повышать её
плодородие”. Как защитить почву? (Ответы детей.
Приложение № 3)

Растения помогают определять, какая почва. Если
встретились заросли печёночницы благородной,
значит, почва здесь плодородная, богатая
перегноем. Пышно разросшийся подорожник говорит
об очень кислой почве. На ней нельзя вырастить
высокий урожай большинства культурных растений.
В такую почву надо внести известь или её хорошо
удобрить золой. Если среди сорняков растут
вьюнок полевой, клевер, такая почва не требует
известкования. Здесь хорошо будут расти овощные
растения. Там, где растут черемуха, дуб, почва
хороша для выращивания садовых растений. (Показ
гербариев)

III. Закрепление. Кроссворд.

1.Верхний слой земли, в котором растут растения.

2.Одна из составных частей почвы.

3.Вещество, повышающее плодородие почвы.

4.Основное свойство почвы.

– Кого вам хотелось бы поблагодарить сегодня на
уроке?

– Кто оценивает свою работу на “отлично”?

– Кому нужна по изучению данной темы помощь, в
чьём лице?

Электронная презентация, созданная автором
проекта совместно с группой учащихся данного
класса: Нисов Артём, Моисей Андрей, Нечаев
Александр.

Большой вред почвам может принести вода. Во
время сильных дождей или быстрого таяния снега
весной почва не может впитывать всю выпавшую на
неё воду. Она начинает стекать под уклоном,
смывая и унося сначала верхние, а затем более
глубокие слои почвы. Так образуются овраги. Люди
ведут борьбу с оврагами: обсаживают их склоны,
вершины деревьями и кустарниками, засевают
травами. Чтобы замедлить скорость потока воды, а
значит, и уменьшить смыв почвы, на дне оврага
ставят запруды из камней, бетона или дерева.
Вблизи оврагов не пасут скот, не распахивают
почву. Если овраг находится на пахотном поле, то
почву распахивают на некотором удалении от
оврага и обязательно поперек склонов. Если не
укреплять овраги, вода всё больше будет
размывать их дно и склоны. Овраги всё время будут
“расти”, отнимая от полей, огородов, садов
плодородные почвы. Там, где не ведут борьбу с
оврагами, бывает, что после одного ливня овраг
увеличивается на 15–20 м. Не случайно длина
некоторых оврагов достигает нескольких
километров.

Другой враг почвы – ветер. Сильные ветры могут
унести слой почвы толщиной до 25 см. После такой
работы ветра на участках долгие годы не растут
растения. Там, где ветер угрожает почвам, через
определенные промежутки высаживают лесные
полосы, сеют траву.

Улучшают свойства почвы дождевые черви.
Передвигаясь в почве, они разрыхляют её, делая
более проницаемой для воды и воздуха. Дождевые
черви затаскивают в свои норки большое
количество растительных остатков. Так эти
животные обогащают почву перегноем. Поэтому
дождевых червей надо охранять.

Урок по окружающему миру по теме  «Почва. Состав    почвы»

(3 класс, «Школа России»)

Тема урока:     Почва. Состав почвы.

Цель деятельности учителя:  формировать знания о свойствах  почвы через исследовательскую деятельность.

формирование новых знаний.

  • образовательные: в процессе  практической работы установить состав и свойства почвы, создать условия для формирования представления о значении почвы в жизни  человека;
  • развивающие:создать условия для личностного развития ученика; активизации самостоятельной деятельности и работы в группе; развития способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы; развития аналитического мышления, внимания, памяти;
  • воспитательные:воспитывать бережное отношение к национальному достоянию почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность.

самоанализ и самоконтроль результата,

в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве,

строить логические рассуждения, проводить сравнение, строить высказывания в устной форме,

допускать возможность различных точек зрения, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.

Основной метод обучения: практическая (исследовательская) деятельность с целью установления существенных свойств почвы.

Основной структурный элемент урока: опыты и анализ их результатов постановка проблемы (какими свойствами обладает  почва?) и поиск путей её решения.

Форма организации обучения:  индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.

компьютер, проектор, экран, картинки цветов (роза, ромашка, вьюнок), толковый словарь, рабочий лист исследователя, презентация «Почва и ее свойства», ЭОР к учебнику А. Плешакова, лотки с лабораторной посудой, спиртовка,  коллекция «Виды почв».

.  Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).  (Слайд № 2)

Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам!

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успехов!

. Актуализация  знаний  и фиксация затруднений в деятельности.  (Слайд № 3)

Нам на электронную почту пришло письмо со странным  рецептом: «Смешайте мелкие камешки и опавшие листья с водой. Добавьте кусочек высохшей гусеницы, измельченные птичьи перья и воздух».

– Это, наверно, состав какого-то волшебного снадобья? Как вы думаете, что получится, если все это смешать? (Дети делают предположения.) Хотите ли вы узнать, что это за чудо-рецепт? Давайте в процессе урока постараемся  это  сделать.

. Постановка учебной задачи.

Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, помидоров, моркови, редиса. Сказка это или не сказка? (ответы детей)  (Слайд № 4)

Такая чудесная кладовая действительно есть. Вы, должно быть, догадались, как она называется? (ответы детей)

У слова «земля» есть несколько значений, найдите их в толковом  словаре.

Работа в парах со словарями.  (Слайд № 5)

– Вы хорошо знаете, что многие тайны природы помогают раскрыть человеку опыты. Представьте себе, что вы работаете в научной лаборатории. В связи с этим сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудники. Сегодня объектом нашего изучения будет почва. В процессе опытов вы узнаете, как образуется почва, её состав и свойства. Хотите совершить свои первые научные открытия?  Тогда за дело!   Работать будете в группах. (На группы дети делятся таким образом:  даются 28 фишек 4 цветов поровну. Учащиеся выбирают фишку, рассаживаются в соответствии с цветом. Для опытов оформлены 4 стола с оборудованием, карточки с описанием опыта, группы перемещаются.)

– Повторим  правила работы в группе.  (Слайд № 6)

– Предлагаю составить план работы на уроке.

– Знаете ли вы, что такое почва? Значит,  прежде всего, надо дать научное определение почве.

План работы.   (Слайд № 7)

– Что еще хотели бы узнать о почве?

2. Состав почвы.

3.  Свойства почвы.

Поскольку это одна из главных святынь, то нам нужно её беречь?

4. Охрана почвы.

– Обо всем этом мы будем изучать в научной лаборатории. Приступим к работе, следуя составленному плану.

. Открытие учащимися нового знания. Работа научной лаборатории.

– Найдите ответ на первый вопрос плана в статье учебника

1. Чтение статьи учебника.

– Что же такое почва, как она образуется?  (Слайд № 8)

– Вам необходимо выполнить опыты, чтобы узнать какие вещества есть в почве. На столе у вас есть лист исследователя. По мере проведения опытов, вы будете записывать в него свои  выводы.

(опыты проводятся по группам).

– Проведите опыты, запишите  полученные результаты  в свои листы исследователей.

Карточки – описание опытов.

Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Внимательно наблюдайте.

Что вы видите? Какой вывод можете сделать?

Рассмотрите почву в лупу. Что вы видите?

– Кто знает, как называются одним словом остатки листьев, корешки, части насекомых?

– Это перегной. Давайте подумаем о происхождении этого слова, оно поможет вам ответить на этот вопрос. Что такое перегной?

На обширных пространствах земли образуется огромное кол-во почв. Все они разного цвета.

Как вы думаете,  от чего зависит цвет почвы? (от состава почвы).

3.Рассматривание коллекции «Виды почв».

(Выполняет учитель, учащиеся наблюдают) Нагреем почву. Над почвой установим стекло. Что видите на стекле? Что доказывает опыт?

Опыт 4. (Выполняет учитель) Прогреваем почву очень сильно. Что видите и чувствуете? Попробуйте сделать вывод.

Прокаленную почву положите в стакан с водой, размешайте.

Что видите на поверхности? На дне стакана? Сделайте вывод, что это?

Профильтруйте через салфетку воду, где была почва. (Далее показывает учитель). Несколько капель поместим на стекло и нагреем.

– Куда исчезла вода? Что видите на стекле? Попробуйте предположить, что это?

(После проведения опытов выступают по 1 представителю от группы. Сравниваются  результаты опытов, делается  окончательный вывод.)

Вывод. В почве содержится воздух, вода, перегной, глина, песок, соли.

– Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются соли благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Значит, какой компонент нужно еще включить в состав почвы? (Микробы)

– На столах у вас лежат карточки,  составьте схему состава почвы.  (Слайд № 9)

-Остались ли у вас карточки? Почему? Какие лишние?

-Вы отлично поработали, поэтому всем требуется отдых.

Физминутка «Хорошее настроение».

-Так кто же из вас догадался, что за «рецепт» описывался в письме?

– Продолжим исследования и перейдём к следующему пункту плана – «Свойства почвы».

. Первичное закрепление во внешней речи.

– А сейчас вы самостоятельно познакомитесь со свойствами почвы, а затем в парах поделитесь друг с другом своими открытиями.

– Среди свойств почвы есть одно  главное. Определить его нам помогут слова: плоды и родятся. Выделите корни этих слов (плоды – корень плод, родятся – корень род). Соедините корни. Какое слово получилось? Вспомните начало урока,  рассказ “Чудесная кладовая”.

– Почему мешок зерна превращается в 20, а ведро картошки в 20 ведер? Какое свойство почвы помогает этому чудесному превращению?

-Сделаем вывод:  Какими свойствами обладает почва? ( Теплопроводность, водопроницаемость, сыпучесть, плодородие.)

. Работа со статьёй учебника «Почему почва разрушается».

-Как вы думаете, плодородие земли бесконечно или его необходимо сохранять? Узнаем об этом из учебника.

– Сегодня на уроке мы открыли ещё одну великую тайну, дар природы человеку  – почву. «Почва для нас дороже нефти, угля, золота». Без золота проживёшь, а без почвы – нет. Так говорил замечательный русский ученый основоположник почвоведения Василий Васильевич Докучаев. Но она может и умирать: ветер, солнце, отсутствие воды,  деревьев, ядохимика-ты на полях могут сделать почву безжизненной пустыней.

Какие меры может предпринять человек для того, чтобы уберечь землю? Уберите лишнее. (Слайд № 10)

*   посадка лесных полос;

*   вырубка лесов;

*   правильное  распахивание  почвы  на склонах;

*   выпас скота;

*   проведение снегозадержания;

*   строительство различных объектов;

*  умеренное применение  удобрений  и ядохимикатов;

*  умеренное  орошение почвы.

. Включение в систему знаний и повторение. (Выполнение заданий из ЭОР, взаимопроверка в парах.)

. Обобщение по уроку.

– Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями. Помните всегда: «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».

. Рефлексия учебной деятельности «Посади  цветок в почву».  (Слайд № 11)

– На партах лежат картинки с изображением различных цветов. Положите перед собой тот, который определит, насколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему.

– доволен собой, все понял, могу помочь другому.

–  я на пути к получению знаний.

– испытываю затруднения.

. Задание на дом.  (Слайд № 12)

-Домашнее задание вы получаете в зависимости от выбранного вами цветка.

– выяснить, какие виды почв  в Брянской области, как они охраняются.

– изготовить книжку-малышку с пословицами о земле.

– стр. 64 – 68 –  читать, отвечать на вопросы.

Конспект открытого урока – опыта по окружающему миру в 3 классе

По теме: «Почва.Состав почвы и её свойство».

Проводила Шевченко Оксана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 94, Пролетарского района, г.Ростова-на-Дону,

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у обучающихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

Сегодня использование ИКТ в учебном процессе очень

С введением ФГОС начального общего образования изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения, а также средством повышения качества достижения планируемых результатов. В современных условиях главной задачей образования является не только получение обучающимися определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:

развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором обучающийся становится активным субъектом учебной деятельности, это способствует осознанному усвоению знаний обучающимися;

активизировать познавательную деятельность обучающихся ;

проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

индивидуально подойти к  ученику, применяя разноуровневые задания.

По новым ФГОСТ каждый кабинет начальных классов должен быть оснащен различными средствами интерактивного оборудования. Поэтому  нашего проекта показать как можно применить интерактивную доску, систему голосования в своей работе, презентацию.

Освоить методику работы с интерактивной доской, системой голосования.

Систематизировать информацию по теме данного проекта,  использовать ее для проектирования урока и применять  в дальнейшей педагогической деятельности;

Овладеть методикой и практикой использования ИКТ на различных этапах урока.

: окружающий мир

: Почва. Состав почвы и её свойство.

:  познакомить с почвой, видами почв и составом почвы.

Изучить состав почвы  и отличительные признаки видов почв.

Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.

Развивать интерес к предмету через использование ИКТ, применять в своей работе интерактивную доску.

Воспитывать  любовь к природе,  бережное отношение к ней.

: изучение нового материала.

: урок – опыт.

: проблемный,  частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный,  наглядный.

: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.

находить нужную  информацию,  анализировать ее,

находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

сравнивать и группировать предметы по заданному признаку;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

принять  учебную задачу,  сохранить ее,  действовать в соответствие с ней,

работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

формулировать вопрос  (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

давать оценку своим действиям, оценивать результат.

оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

сотрудничать с одноклассниками,  договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять  одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение .

Усвоение состава почвы, видов почв , умение  различать почвы , называя отличительные признаки.

Проявление творческого отношения к процессу обучения, осознание значимости новой роли « исследователь», оценка своей работы в этой роли.

Межпредметные связи на уроке: литературное чтение, технология, краеведение.

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, система контроля и мониторинга качества знаний,  УМК « Школа России», учебник Плешакова А. А. «Мир вокруг нас», 3 класс, демонстрационный и  раздаточный материал: на партах – лупа, стаканчики с водой, почва, спиртовка (у учителя на столе), стеклышко.

дать представление о том, что почва – продукт взаимодействия факторов живой и неживой природы; рассказать о составе почвы и ее плодородии.

-Здравствуйте,ребята. На прошлом уроке по окружающему миру мы с вами познакомились с тем как образуется почва. Какое участие в образовании почвы принимают растения и животные.

-А сегодня на уроке, мы познакомимся с составом почвы. (

-Сегодня вы все принесли из дома землю, и у каждого на столе лупа и стаканчики с водой. Как вы думаете для чего я вам их приготовила?

( рассматривать землю.)

-Правильно, у нас не простой урок, а урок-опыт. Мы с вами будем проводить опыты с почвой и более подробно выясним из чего состоит, состоит почва.

– Правильно земля,

-А как ее еще можно назвать?

– Вспомим, что такое почва?.

(Верхний тонкий слой земли).

-Правильно- это верхний плодородный слой земли от десятков сантиметров до двух-трех метров, большей частью покрытый растительностью.

-Посмотрите это все почва

3. Формирование новых знаний.

-Скажите, а где мы с вами можем видеть почву.

(в лесу, саду. огороде)

-Возьмите почву и лупу. Давайте рассмотрим под лупой из чего состоит почва (рассмативают землю).

-Что же вы увидели рассматривая почву.

есть остатки корешков, листьев растений, части насекомых и других животных). ( слайд 10).

-Совершенно верно в почве есть листья, корешки, части растений. А как вы думаете, как они туда попали?

(животные умерли, листья осыпались и остались лежать на земле).

-Правильно все что погибает остается лежать на верхней части земли. А обитающие в почве микроорганизмы и бактерии, невидимые простым глазом, измельчают эти остатки, которые быстрее сгнивают и образуют плодородный слой почвы – . А основное свойство почвы- это

-А кто из вас может объяснить что означает слово плодородие?

, если разобрать слово по составу, означает умение растить плоды, т.е. почва должна уметь вырастить растения как дикорастущие, так и сельскохозяйственные. А плодородие почвы зависит от количества в ней перегноя.

-А знаете ли вы ,ребята. сколько лет нужно для того чтобы образовался один сантиметр почвы?

-Так вот один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров образуется за 5-6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относиться очень бережно.

-Итак, первое что мы с вами узнали, это то, что в почве есть?

(насекомые, остатки растений, листья).

-Откройте свою рабочую тетрадку и запишите первое составное почвы.

-Вы все принесли почву с разных мест. Посмотрите и скажите у всех цвет почвы одинаковый?

-А как вы думаете, что влияет на цвет почвы?

Незнаете, а давайте посмотрим. Возьмите стаканчик с водой и опустите туда свою почву, палочкой размешайте и дайте постоять. Сейчас еще раз посмотрите,что вы увидели в стаканчике кроме листьев и остатков животных?

-Хорошо. Значит в почве есть песок, а еще что?

-Молодцы.а если в почве много песка и глины, то как вы думаете какой цвет приобретет почва?

( светлый )

-Совершенно верно. Посмотрите на доску,вы видите что почва разного цвета в зависимости от того каких веществ в ней больше. И название почве дано по составу,например вы видете чернозем, песчаную почву, глиняную почву, и можете по названию определить чего в ней больше.

-Итак, значит в почве есть и песок и глина. Хорошо, запишите в тетрадь, что еще есть в почве. (записывают –песок,глина).

-А все ли ребята знают, что почву называют домом для животных. А ка вы, думаете почему?

(живут червяки, жуки, грызуны

-Скажите,пожалуйста, кто знает насекомые и животные, живущие в земле, приносят пользу или вред?

-Правильно, а какую?

-Совершенно верно. Когда насекомое передвигается под землей, от него остается тунель, пустое место в земле, тем самым они рыхлят почву.

-Посмотрите на стаканчик с водой. Кроме глины, песка. Остатка растений, что еще происходит в стаканчике?

-А как вы думаете, что это за пузырьки?

( слайд 17).

-Совершенно верно, в почве есть воздух, чтобы наши насекомые не задохнулись, и растения тоже получали кислород , значит насекомые рыхлят почву, чтобы в нее попало больше воздуха.

-Запишите в тетрадь , что еще мы увидели в почве ( записывают –воздух).

-Буратино потянулся (дети тянут руки вверх),

раз прогнулся (прогибаются назад),

два нанулся (нагибаются вперед),

хлопнул, топнул улыбнулся.

-А сейчас возьмите почву насыпьте на промокательную бумагу и хорошенько придавите. Что вы видите?

-Хорошо. А сейчас я возьму стеклышко и на него капну несколоко капель профильтрованной воды, в которой находилась почва. Кто знает как можно фильтровать воду.

-Да, через вату, марлечку. Я спиртовкой нагрею водичку на стекле и что же мы с вами видим?

(не стало воды)

-Что с ней произошло?

-Правильно, вода испарилась, а посмотрите что осталось.

-Да, только это не пыльца а минеральные вещества. Или как их еще называют –минеральные соли, которые тоже есть в почве. Отметьте это у себя в тетради. (записывают –минеральные соли).

А кто помнит, что такое минеральные соли?

(полезные вещества для растений).

-Правильно, вещества необходимые для роста и развития растений.

(слайд 19, 20, 21).

-А сейчас я буду нагревать саму почву. Положу ее на стеклышко. Посмотрите, что происходит? Что вы чуствуете?

( слайд 22).

-Какой вывод можно сделать из этого опыта?

( в земле есть перегной).

-Правильно, в земле есть перегной. Запишите. Пожалуйста в тетрадь.

– Ветер дует нам в лицо (дети руками показывают ветер),

Закачалось деревцо (руки вверх и покачивают ими в сторону),

Ветерок все тише – тише, деревцо все выше – выше (руки опускают вниз и присаживаются).

-Итак мы с вами провели опыты и узнали из чего состоит почва.

-Откройте свои учебники на странице 66 и давайте прочтем из чего состоит наша почва.

-Так кто же мне скажет, каков состав почвы? ( слайд 23).

( вода, глина,песок, воздух, остатки растений и животных, минеральные соли)

-Молодцы. ну и скажите пожалуйста для чего все это нужно?

( чтобы росли растения)

-правильно, и вода и воздух и минеральные соли нужны дл того, чтобы растения получали полезные вещества для своего роста.

-А сейчас я хочу посмотреть, что вы запомнили о почве и ее составе.

1.Верхний слой земли, на котором растут растения (почва)

2.одна из составных частей почвы.( песок)

3.Вещество, повышающее плодородие (перегной)

4. основное свойство почвы (плодородие)

-Молодцы урок вы усвоили. На следующем уроке мы познакомимся с разрушением и защитой почв.

-Откройте дневники и запишите домашнее задание.

-Урок окончен, спасибо. До свидания.

Оцените статью
Добавить комментарий