Электронные учебники избавят школьников от тяжёлых рюкзаков. Однако это не главное их преимущество. Они позволяют получать больше знаний, прослушивать материал неограниченное количество раз и сразу же узнавать число правильных ответов на задания.
Портал informburo. kz предлагает разобраться, что представляют собой электронные учебники и какие издательства в Казахстане занимаются их разработкой.
Что такое электронный учебник?
Электронный учебник – это электронный учебный курс, в котором информация по дисциплине представлена в виде текста, рисунков, видео, аудио, анимации и других графических средств.
Развитая система связей и поиска позволяет мгновенно переходить от одного раздела или фрагмента учебника к другому. Узнать, насколько хорошо усвоен материал, можно сразу же, выполнив интерактивные задания. Электронный учебник может иметь online- и offline-версию. Он может быть записан на CD-диск или другой носитель либо размещён на сайте в интернете.
С 1 сентября в школах внедряются электронные учебники (один из основных поставщиков — издательство «Просвещение»). Это не просто оцифрованный бумажный учебник, а интерактивное издание: с видеороликами, возможностью комментирования, ссылками на внешние ресурсы и так далее.
Логично, что для реализации этих проектов и школьники, и педагоги должны быть обеспечены соответствующей техникой.
На сайте Просвещения есть требования для устройств:- Электронные учебники работают на ПК, ноутбуках и планшетных компьютерах под управлением операционных систем Windows 7 и 8. 1, Android 4. 4 и выше, iOS 7 и выше. – Наличие подключения к сети Интернет для первоначальной установки учебников. – Диагональ экрана устройства от 10. 1” (1280×800 точек) и больше. – Наличие свободной памяти на устройстве от 3 Гб для комплекта из 10 учебников. Таким образом, нужен полноценный компьютер-планшет. Учитывая такие тенденции, мы и решили провести опрос. Родители вскоре столкнутся с необходимостью приобретать планшеты, чтобы дети могли пользоваться электронными учебниками на уроках. В школах организовывают специальные уроки для педагогов, чтобы объяснить, как лучше интегрировать электронные учебники и планшеты в учебный процесс. Нам стало любопытно, как к этому относятся педагоги, родители, дети.
Beeline, предполагая выйти на рынок поставок 3G-планшетов для образовательных учреждений, и Дневник. ру как площадка для проведения масштабного опроса запустили спецпроект «Смотри и учись!». Задачи проекта — рассказать пользователям о наиболее эффективном использовании планшетов в учебе, поделиться советами и полезными материалами, обсудить вопросы безопасного поведения в интернете. А для чистоты эксперимента проводился тест-драйв планшетов для учебы, участниками которого стали школьники с 8-17 лет.
Дневник. ру перед запуском проекта провёл опрос среди своих пользователей, чтобы разузнать обстановку в российских школах, отношение родителей, педагогов и учителей к будущему внедрению мобильных устройств в образование. В опросе приняли участие более 300 учителей, 19 218 родителей, 36 313 учеников из 85 регионов РФ.
Только треть родителей видит плюсы во внедрении электронных учебников.
А учителя более оптимистичны: около 80% думают, что хотя бы хуже не станет.
В ходе опроса удалось выяснить, что в настоящее время использование планшетов в российских школах скорее редкость: 81% учителей, 90% родителей и 88% учеников признались, что пока подобных уроков в их школах нет. В то же время многие образовательные учреждения уже начали использовать электронные учебники, а значит, постепенно уроков с использованием планшетов будет становиться больше. В конце концов, всего несколько лет назад большинство с недоверием относилось к электронным дневникам и журналам, а сегодня они стали вполне привычным делом.
Среди опрошенных учеников уверенное большинство с одобрением относится к внедрению планшетов в учебный процесс (76%), их поддерживает 48% респондентов-учителей и чуть меньше родителей (32%). Сомнения взрослых можно понять: педагоги считают, что у детей появится дополнительный отвлекающий фактор, что отметили 48% респондентов.
В целом родительская аудитория с интересом относится к внедрению планшетов в образовательный процесс, но ещё не торопится делать выводы о пользе или вреде этой тенденции. Интересно отметить, что все группы респондентов отметили преимущества использования планшетов: удобство хранения информации, возможность проведения интерактивных уроков, доступ к библиотекам и базам знаний, возможности для творчества и, конечно, легкий портфель. Электронный учебник вместо бумажной книги выбрали 59% учеников.
В среднем 4 книги носит средний ученик в своём среднем портфеле.
На форуме проекта родителей попросили поделиться советами по поводу использования планшета и других гаджетов их детьми. Как и ожидалось, разгорелась настоящая дискуссия, мнения родителей сильно разнились. Большинство мам и пап признает, что интернет и гаджеты для учебы – это необходимость, с которой нужно считаться. Такие родители предлагают формировать доверительные отношения с ребенком, объяснять об опасностях в интернете. Другая часть предпочитает строго регламентировать использование гаджетов и интернета ребенком. Для этого советуют использовать таймер или разрешать «серфить» только в выходной день. Встречаются и родители, убежденные, что интернет – от лукавого. По их мнению, необходимо «как можно больше загрузить спортом, музыкой, у кого что».
И тем не менее, у многих планшеты-таки есть.
Ребенок сидит в интернете от безделья. Нужно занять ребенка полезными делами, записать в интересные для его возраста секции и кружки. При этих обстоятельствах ребенок ходит в интернет только для учебы, добывает полезную и нужную информацию на достойных сайтах, т. на остальные у него просто нет времени. Тогда и ограничивать не приходится, и отношения в семье замечательные, и ребенок счастлив!)).
Конечно, остаётся вопрос: где будет добывать ребёнок знания о том, какие сайты полезны, а какие нет?
Что касается отношения к электронным учебникам, то большинство родителей всё же признают очевидное преимущество: портфель ребенка наконец станет легче на несколько килограмм, но многих смущают возможные последствия для зрения:
Это будет не очень удобно. Вы только представьте, по 5 часов в день вы будете сидеть в планшетах. Что же будет с вашими глазами? Да к тому же не многие семьи могут позволить себе это.
Насчёт доступности устройств можно сказать, что современный рынок предлагает множество устройств по приемлемой цене. А вот по поводу снижения зрения родители беспокоятся зря. Вот что говорит Наталья Жарких, куратор проекта «Смотри и учись!» от Дневник. ру:
«В настоящее время в планшетных компьютерах используется чаще всего TFT-дисплей, который относится к категории жидкокристаллических. Хоть дисплей светится сам, а не отражает свет, сам факт наличия свечения не влияет на зрение. Яркость данного дисплея всегда регулируется так, чтобы отличие изображения на данном экране от изображений на экранах с отражающей поверхностью было практически незаметно. То есть мы получаем практически лист бумаги с напечатанным текстом. Однако необходимо понимать, что для «TFT» дисплеев характерно наличие межпиксельной «сетки», то есть имеются промежутки между элементами, которые формируют изображение (данные промежутки нужны с целью осуществления электрического соединения между элементами матрицы). Чем выше разрешение, тем менее видна сетка. Само наличие сетки всё-таки приводит к напряжению глаз, но только при очень длительном использовании. Для снижения негативных последствий рекомендуется делать перерывы каждые 40 минут, а также понизить яркость экрана. В случае со школьным планшетом обе рекомендации учитываются без особого труда, ведь урок длится как раз 40-45 минут».
Пока родители вели дискуссию по поводу планшетов и интернета, организаторы конкурсным путём выбрали 5 молодых людей, которым доверили тестирование современного гаджета для учебы. Еженедельно ребята получали задание и делились своими впечатлениями. Лучший обзор планшета для учебы подготовила Жукова Мария. По мнению девушки, идеальный планшет для школьника должен быть: компактный, с удобным интерфейсом, с большим объёмом внутренней памяти (для скачивание электронных учебников, энциклопедий, словарей), быстрый; со встроенным Office, с безопасным интернетом.
В ходе тест-драйва школьники должны были выбрать и изучить приложения для учебы, научиться основам тайм-менеджмента с помощью гаджета. Кстати, следовать плану оказалось самым сложным:
Планшет давал мне напоминания, что я должна сделать в данное время. И если, честно признаться: мне показалось, что очень тяжело жить по часам. Но, правильно организовав своё время, я сэкономила для себя свободные минутки, которые провела в игре с младшим братом.
— Мария Жукова
С остальными заданиями школьники справились без особого труда. К 10-11 годам современные школьники уже вовсю пользуются электронной почтой, скачивают и читают книжки, делают фоторепортажи и монтируют их в приличный видеоряд.
Так что, кажется, дети полностью готовы к использованию мобильных устройств в образовательных целях. Это неудивительно — нынешнее поколение городских детей и не знает мира без интернета и технологий. А вот родители, школа и сама система образования пока ещё на полпути: ведь для эффективного внедрения необходимы чёткие стандарты работы с интерактивными электронными пособиями и постоянное повышение квалификации педагогов, и без того загруженных бумажной работой.
18 декабря 2015, 20:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
В чём преимущества электронных учебников?
В ближайшем будущем электронные учебники станут неотъемлемой частью обучения благодаря своим преимуществам. Они позволяют задействовать в процессе учёбы разные каналы восприятия информации.
Если ребёнок лучше воспринимает информацию на слух, он может её прослушать, а если визуально, то просмотреть видеофрагменты и анимацию. Среди других достоинств электронных учебников эксперты отмечают:
- доступность в любое время и с любого устройства;
- возможность поиска информации;
- интерактивность;
- объективность при выставлении баллов;
- различные уровни сложности заданий;
- условия для опережающего чтения;
- возможность повторить пройденный материал.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 февраля 2021 года; проверки требуют 2 правки.
Недостатки электронного учебника[7]Править
Кроме доводов “за” электронный учебник имеет не меньшее количество доводов “против”:
- Электронный учебник не обеспечивает активное участие учащихся на протяжении всего урока.
- Функция контроля знаний электронного учебника не способна, на сегодняшний день, в максимальной степени дать объективную оценку, в особенности заданий филологического направления. Это объясняется тем, что формы ответов требуют творческой оценки учащегося, помимо верного ответа и грамотного изложения мысли, тем самым создается сложность процесса оценки.
- Абсолютная «тестотизация» проверки знаний не способствует глубокому усвоению получаемых знаний.
- Уязвимость от электропитания.
- Электронные учебники влияют на уровень восприятия информации. Исследователями доказано, что бумажный вариант учебника не так утомляет учащихся, что позволяет поддерживать длительность восприятия информации дольше, чем при работе с электронным учебником.
В каких школах Казахстана уже применяются электронные учебники?
В 2018-2019 учебном году в Казахстане прошёл пилотный проект по введению электронных учебников издательства “Алматыкiтап баспасы”. По словам вице-президента компании по издательской деятельности Рано Ануар, в проекте приняли участие 350 педагогов и тысяча учеников 3, 6 и 8 классов.
Электронные учебники издательства “Келешек-2030” тоже доступны для общеобразовательных школ, отмечает Ольга Лосенко.
“Первая – внутренняя – экспертиза и апробация цифровых учебников с привлечением опытных педагогов, творческих групп специалистов-предметников, городских методических объединений учителей проводится методическим советом издательства ещё на этапе разработки цифровых изданий. Это тщательная проверка на соответствие типовым учебным программам, дидактическим, методическим, психологическим, эстетическим, гигиеническим требованиям”, – поясняет Ольга Лосенко.
Каким требованиям отвечает хороший электронный учебник?
Подготовка качественного электронного учебника – сложный процесс, требующий участия ряда специалистов: редакторов, дизайнеров, верстальщиков, программистов. Разработчики следят за качеством учебника и его эргономичностью. В числе требований к электронному учебнику:
- гипертекстовое изложение материала;
- простая навигация;
- наличие иллюстраций;
- тестовые или другие контролирующие задания к каждой теме;
- различные уровни сложности материала и упражнений.
Содержание должно полностью соответствовать типовой программе.
Это то же самое, что и бумажный учебник?
Нет. Первые учебники в электронном формате действительно лишь дублировали бумажные. Сейчас в интернете размещено много таких оцифрованных учебников в формате PDF, DOC, EPUB, FB2. Встречаются учебники в виде презентаций в Power Point. Все это можно назвать лишь электронной версией учебника.
Чтобы сделать электронный учебник, недостаточно просто перевести его содержимое в электронный вид. Его надо дополнять интерактивными компонентами: роликами, иллюстрациями, играми.
Кто занимается выпуском электронных учебников в Казахстане?
Заместитель директора Республиканского научно-практического центра “Учебник” Саят Омаров сообщил, что на экспертизу свои электронные учебные издания за последние два года им представляли следующие издательства:
- “Алматыкiтап баспасы”;
- Образовательный портал Bilim Media Group;
- Национальный научно-практический образовательный центр “Бөбек”;
- УО “Центр педагогических технологий информатизации образования”;
- АО “Национальный центр информатизации”;
- ТОО “Новые образовательные технологии”.
Есть и другие разработчики, продукция которых пока не проходила официальную процедуру экспертизы.
Чем качественно электронный учебник отличается от бумажного?
В отличие от бумажных изданий цифровые учебники не статичны, а динамичны и содержат мультимедийное наполнение, отмечает заместитель директора по производству издательства “Келешек-2030” Ольга Лосенко.
“Их функционал также намного шире и разнообразнее, чем у статичных форм изданий. Учебники доступны как на казахском, так и на русском языке. Причём при необходимости этот доступ можно обеспечить в пределах одного цифрового издания. Кроме того, цифровые учебники решают проблему тяжёлых школьных рюкзаков: детям больше не нужно носить учебники в школу и домой”, – говорит Ольга Лосенко.
Мировой опыт внедренияПравить
Различные страны активно занимаются внедрением электронных учебников в образовательный процесс. В Южной Корее с 2012 года идёт обучение учителей работе с электронными пособиями. В 2015 году каждая школа должна сделать выбор: изучает она тот или иной предмет по бумажным или по электронным учебникам. В США действует целая программа по их разработке. Система обучения по электронным учебникам в Австралии также находится на стадии формирования. Весной 2013 года в 75 московских школах был проведён эксперимент по внедрению электронных учебников. Его продолжительность составила 60 дней, учителя оценили его результаты положительно, но отметили, что электронные учебные материалы нуждаются в доработке.
Какую экспертизу проходят электронные учебники?
Электронные учебники, как и бумажные, проходят 8-ступенчатую экспертизу в центре “Учебник”. Учебные издания и пакет сопроводительных документов поступают туда через Госкорпорацию “Правительство для граждан”. Экспертиза занимает 60 календарных дней. В заключении эксперты пишут один из выводов:
- “рекомендуется к использованию в организациях образования”;
- “требует доработки”;
- “не рекомендуется к использованию в организациях образования”.
На доработку учебника у авторов есть 30 дней с момента получения заключения, затем они снова должны подать учебник на экспертизу и ждать новых результатов. Повторно на доработку учебник не отправляется.
№11. Какое приложение скачать, чтобы получить электронные учебники?
Воспользоваться электронными учебниками ТОО “Bilim Media Group” можно, зарегистрировавшись на сайтах bilimland. kz, itest. kz, twig-bilim. kz и imektep.
Издательство “Келешек-2030” поставляет в школы электронные учебники для 7-11 классов на дисках – по утверждённому перечню МОН, сообщают в компании.
№13. Не испортят ли дети себе зрение из-за работы с планшетом/ноутбуком?
Санитарные нормы позволяют школьникам заниматься по электронным учебникам не больше 20 минут в течение урока, подчёркивает Рано Ануар. При необходимости дети могут увеличивать изображение, чтобы лучше разглядеть детали.
Шрифты и кегли для электронных учебников стандартизированы, цветовая гамма рекомендована в сдержанных, спокойных оттенках. При соблюдении гигиенических норм как в учебное, так и во внеурочное время, использование электронных учебников зрению детей не навредит.
- Все российские школы перейдут на электронные учебники. Российская газета. Дата обращения: 2 марта 2022.
- Технология создания электронного учебника. cyberleninka.ru. Дата обращения: 2 марта 2022.
- ntv.ru. В 2015 году все российские школы перейдут на электронные учебники. НТВ. Дата обращения: 2 марта 2022.
- Российские школы начнут переходить на электронные учебники весной 2015 года. Российская газета. Дата обращения: 2 марта 2022.
- Перезагрузка учебника: как школьные знания становятся электронными. m24.ru. Дата обращения: 2 марта 2022.
- Электронный учебник: за или против. cyberleninka.ru. Дата обращения: 2 марта 2022.
- Wayback Machine. web.archive.org. Дата обращения: 2 марта 2022.
- Что ждет российские школы. ТАСС. Дата обращения: 2 марта 2022.
Преимущества электронного учебника[7]Править
Использование электронных учебников предоставляет большие дидактические преимущества по сравнению с бумажными учебниками:
- С помощью современных гаджетов появилась возможность улучшения обучающей среды за счет яркого и наглядного представления учебной информации, что, несомненно, привлекательно для учащихся.
- Произошла интеграция больших объемов информации на едином носителе; данный факт разгружает физически учащихся.
- Реализуется возможность построения дополнительного образовательного маршрута изучения материала.
- Позволяет сетевым образом отслеживать и корректировать процесс изучения учебного материала, тем самым осуществляя обратную связь “учитель – ученик”.
- Текст учебников содержит ссылки на дополнительный материал к каждой теме обучения.
Требования к электронному учебникуПравить
Электронные учебники должны удовлетворять следующим качествам:
Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) России.
Возможности электронных учебниковПравить
Ещё ни одна страна мира полностью не отказалась от бумажной версии учебников. Но есть страны, где опыт введения электронных учебников в школах успешен. Среди них – Испания, Венгрия, Бразилия, Сингапур, Финляндия и Эстония.
Попытки массового внедрения электронных учебников были в Южной Корее, России и других странах. К примеру, в 2011 году АО “Роснано” представило электронную книгу Plastic Logic 100 в качестве перспективного электронного учебника для российских школ. Однако проект не имел успеха.
№10. Будут ли электронные учебники бесплатными?
Информация о том, будут ли учебники в бесплатном доступе или за них по примеру зарубежных стран введут плату, будет доступна в будущем. В Эстонии, например, плата за 150 учебников составляет 40-50 евро в год, расходы несёт государство. Вопрос обеспечения детей гаджетами для работы с электронными учебниками также находится на стадии обсуждения: рассматривается возможность привлечения спонсоров для закупки планшетов детям из малообеспеченных семей.
№12. Как учиться, если отключат электричество и интернет?
Электронные учебники не отменяют бумажных. Ученики будут получать в пользование и те, и другие. Домашние задания идентичны, поэтому выполнять их можно как по книге, так и по электронному учебнику.
При сбоях в работе интернета может быть использована offline версия учебника.